Урок 9 свобода и моральный выбор. Урок: «Свобода и моральный выбор человека». Что у меня в руке


Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

Цели:

1 . Образовательные: сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор», уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка

План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение. Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.
6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог


  1. Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

3. Работа над новым материалом

Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода?
Напишите их.

Проверка и дополнение

ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др.

Работа в группах. Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Обсуждение


  • Что значит быть свободным?

  • Для чего нужна свобода?

  • Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
4. Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.


  • Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

  • Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

5. Чтение статьи на странице 22-23


  • Найти ответы на вопросы.

  • Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?

6. Мой выбор
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

Обсуждение ответов.

7. Вопросы по сказкам :1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

8. Итог. Рефлексия.

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?-Что влияет на выбор?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Всё ли было понятно на уроке? Вы- свободные люди?

Домашнее задание

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?


страница 1

Култышева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Краснокаменской СОШ №4
Основы светской этики.

Дата: 04.05.2010

Тема урока №9: «Свобода и моральный выбор человека»

Цели урока:

1 . Образовательные:

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»;

Определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;

Осознать важность ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора.

Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая:

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, тексты притч.

Место проведения урока:


классная комната

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
- С кем из членов семьи вы обсудили понятия «добродетель» и «порок»?

Какие примеры добродетели и порока вы можете привести из личной жизни?


  1. Объяснение нового материала.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

  2. Работа с высказываниями известных людей. (Работа в группах)
- Прочтите высказывания, объясните их значение.
Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности. Камю А.

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть. Л.Н.Толстой

Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. Шоу Б.

Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. Мати К.

Выслушивание ответов детей.


  1. Работа со словарём.
Выпишите, какое определение слову «свобода» даётся в словарях.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

(Большой Энциклопедический словарь)

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

(Толковый словарь Ожегова)


  1. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа учащихся.

Чтение статьи на странице 22-23. Найти и записать ответы на вопросы:


  • Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  2. Работа с притчами. (Работа в группах)

Это мой выбор

Один суфийский мистик всю жизнь был счастливым. Он всё время смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и умирал, один из его учеников сказал:

– Мы поражены вами. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается?

На что старик ответил:

– Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом у своего мастера. Мне было семнадцать лет, а я уже был несчастным. Мой мастер был стар, ему было семьдесят, а он сидел под деревом и смеялся без всякой видимой причины.

И он сказал мне:

– Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же мой выбор, моя жизнь! И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя: «Ну, что ты выберешь сегодня, печаль или блаженство?» И всегда получается так, что я выбираю блаженство.

В Аду и в Раю

Умер мужик, но через пять минут вновь воскрес. Удивленные врачи спрашивают, что он видел на том свете. Мужик отвечает:

– Мне Бог исключение сделал: показал и Рай, и Ад.

Врачи заинтересовались:

– Ну и как там, в Аду?

– А там бесконечный стол с самой роскошной едой, какую я когда-либо видел, а за столом этим сидят грешники жутко голодные, смотрят на еду, слюни пускают, а ни кусочка съесть не могут.

– Им что же, ничего со стола взять не разрешают?

– Почему не разрешают? Разрешают, – отвечает мужик.

– А что ж тогда они голодные сидят?

– Да у них руки в локтях не гнутся, вот такое им вечное мученье в наказание.

– Н-да-а-а, – удивились врачи. – А в Раю как?

– А в Раю такой же огромный стол с роскошной едой. За столом сидят праведники, и у них тоже руки в локтях не гнутся.

– Как?! Неужели они тоже голодными сидят?

– Нет, – отвечает мужик, – они кормят друг друга.

Окно в мир

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

– Что там видно в окне? – как то спросил тот, что лежал у двери.

– О! – оживился первый – Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, – думал он. – За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна».

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда умершего унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг ее остановил удивленный возглас больного:

– Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей... Как же он мог все это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

– Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

– Но зачем же он?..

– Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.


  1. Обсуждение содержания притчей.

  1. Просмотр мультфильма «Чертёнок №13»Автор сценария Б.Ларин, режиссёр Н. Лернер

  1. Обсуждение сюжета мультфильма.
- Перед кем из мультипликационных героев стоял выбор между нравственным и безнравственным поведением? В чём это выражалось? Близка ли вам позиция чертёнка №13?

10. Задание на дом: (стр. 23 учебника)

1. Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.

2. Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка?

Как она поступила?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
11. Итог урока.
-Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

Что влияет на выбор?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Используемая литература:


  1. Цикл занятий на уроках психологии для подростков "Я сам строю свою жизнь"
Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http://festival.1september.ru/

  1. Мультфильм «Чертёнок №13»Автор сценария Б.Ларин, режиссёр Н. Лернер http://teramult.org.ua/mult/

  1. Е. Королькова, Л. Семина, Н. Суворова. ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ, СОБСТВЕННОСТЬ http://krotov.info/

  1. Цитаты и афоризмы. Свобода и ответственность http://cpsy.ru/cit2.htm

  1. Журнал «Классное руководство и воспитание школьника» http://ruk.1september.ru/

  1. Учебное пособие «Основы светской этики»/Москва «Просвещение», 2010 год/

Разработка урока

по модулю «Основы светской этики»

тема: «Свобода и моральный выбор человека»

(4 класс, урок 9)

Синёва Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Саратовской области

Балаково-2016 год

Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека, понимание значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи урока:

предметные:

Познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».

метапредметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.

Учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

Воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формирование УУД:

Личностные действия:

Принятие и освоение социальной роли ученика;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные действия:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;

Коммуникативные действия:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;

Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные действия:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять анализ как составление из частей целого;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

На основе анализа делать выводы, обобщать.

Тип урока : открытие новых знаний

Формы организации : фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно - поисковые, групповая работа.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк, цветные карандаши, словари.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие «Кувшин счастья »

Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас «вылейте его на себя». Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Напишите красиво свое имя на листочке. Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Прочитайте слово по первым буквам картинок. (слайд №2)

Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово

Сформулируйте тему занятия. (свобода)

Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

Прочитайте записанные на слайде №3 слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ

Прочитайте свои ассоциации. Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова. Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек.

III . Целеполагание.

Обсуждение

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

IV Работа по теме урока.

Работа со словарями. (в группах) (слайд №4)

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.(Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

Усвоение исходных знаний.

Восточная притча (Приложение №1)

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор . Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор » (слайд №6)

Y .Физминутка (глазодвигательные упражнения ) (слайд №7)

YI . Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником. (слайд №8)

Теперь обратимся к учебнику стр.22 - 23

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Что такое моральный выбор?

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт? (запись понятий в тетрадь)

2. Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (работа в группах)

Сейчас мы снова поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос: перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа? (Приложение №1)

А сейчас предлагаю вам в парах обсудить следующие ситуации: (Приложение №2)

2. Работа по сказкам (слайд №9)

Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы: - В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

3. Творческая минутка

Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Свобода, мораль

(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

YII . Рефлексия деятельности

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?

Работа с оценочным листом .

Домашнее задание: оформить в портфолио ученика лист «Моя свобода». В нём продолжите незаконченные предложения:

Мне нельзя …

Мне можно …

Я могу быть …

    Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (слайд № 5)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

Приложение №2

1 группа:

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

2 группа:

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

3 группа:

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Приложение №3

Ситуации для обсуждения в парах.

1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?

2 .Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?

3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?

Приложение №4

Листы самооценки

(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

От страны

От самого человека

От родителей

От друзей

На законах

На моральных нормах

На советах друзей

На привычках

Между моральными нормами

Между добром и злом

Между своими интересами и интересами других

Верны все ответы

Местом жительства

Стойкостью характера

Должность: учитель начальных классов

Организация: ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»

Год и место создания работы: 27.08.2016, ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»Восточная притча.
Утренний выбор.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
По материалам сайта: www.manwb.ru
Тема урока: Свобода и моральный выбор человека. (урок №9) (стр. 22-23, учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение»)
Дидактическое обеспечение:
Учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение».
Методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.
Программы образовательных учреждений. А.Я. Данилюк. 4-5 классы, 2-е издание, М., «Просвещение».

Работа с ответами обучающихся:
Учитель
Ученик (-и-)

Прочитайте заголовок притчи. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в тексте?
- О том, что делать в течение дня, какие дела выбирать.
- Здесь описаны мысли человека, которые посещают его после того, как он проснётся.
- Человек думает, в какой последовательности ему делать утренние дела, какие из них можно отложить на потом, чтобы не опоздать на работу (в школу).
- Человек настраивает свои мысли на успех в наступающем дне.

Я правильно поняла тебя, Слава, себя надо настраивать на успех, чтобы день прошёл спокойно и воспоминания о нём приносили удовольствие?
- Да.

А как можно настраивать себя на успех?
-Можно внушать себе, что всё будет хорошо.
-Можно вспоминать хорошие слова и проговаривать их.
- Можно вспоминать хорошее в предыдущем дне и думать, как сделать наступающий день ещё лучше.
- Можно помолиться о благополучии наступающего дня, пожелать себе и родным удачи.

Каждый человек может настроить себя на успех по-разному, всё зависит от того, во что он верит. Давайте прочитаем притчу.
Чтение учителем. Далее – выборочное, смысловое чтение по заданиям.

Кто главный герой притчи?
- Учитель.

С кем он беседовал?
- С учениками.

О чём он беседовал?
- О выборе?

Что это был за выбор?
- Быть счастливым или не быть.
- Быть успешным или нет.

Какой настрой на предыдущий день предложен учителем для выбора в притче?
- Блаженство или страдание.
- Радость или недовольство.

Представьте себя учениками этого учителя. Что выбираете вы?
- Блаженство, радость.

Почему вы выбираете именно эти состояния?
- Они поднимают настроение.
- Настраивают на благоприятное развитие событий.
- Позволяют думать, что всё тебе по плечу, всё у тебя получится, даже если не всё сбывается, как задумано. Не получится сегодня, получится завтра.
- Если человек всем доволен, то и другие люди вокруг него становятся лучше, пытаются ему помочь.

Правильно ли я тебя поняла, Таня, что один человек может «заразить» хорошим настроением других людей?
- Да, правильно.

Я тоже согласна с твоим мнением. Давайте вернёмся к тексту притчи и посмотрим, каким способом учитель делал свою жизнь счастливой каждое утро.
- Он улыбался.

Как об этом сказано в притче?
- Улыбка никогда не сходила с его лица.
- Ученики спрашивали учителя о том, почему он улыбается.

Были ли у него веские причины для улыбки? День рождение, светлый солнечный день, близкие и родные люди рядом и т.п.?
- Нет. Каждый день не бывает дней рождения, светлых и солнечных дней, дорогих сердцу людей рядом и всего, что мило сердцу каждого.

Почему же он улыбался?
- Чтобы убедить себя, что всё хорошее у него уже есть.
- Потому что праздником можно сделать каждый день, ведь праздники, как и дни, тоже бывают разные.

Я правильно поняла тебя, Женя, если улыбаться, то можно раскрасить праздничным настроением каждый, даже тоскливый и дождливый день?
- Да.

Это действительно так. Те эмоции, которые мы воспроизводим на своём лице, закрепляются в сознании и помогают нам улучшить настроение, и люди, окружающие нас, тоже будут чувствовать себя лучше. Можно сказать, что улыбка передаётся людям, она «заразна». Давайте «заразимся» улыбкой. Повернитесь друг к другу и подарите свою самую красивую улыбку ближайшим к вам соседям. Можете подойти к тому человеку, кому вы бы хотели улыбнуться лично.
Выполняют.

Улучшилось ли ваше настроение?
- Да.

Какие выводы вы можете сделать?
- Если улыбаться, то всё будет получаться.
- Улыбка помогает сделать мир лучше, расположить к себе людей.
- Нельзя быть злым. Вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди.

Саша ты сказал, что нельзя быть злым, потому что вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди. Почему ты так считаешь?
- Если улыбка дарит хорошее настроение, то её отсутствие – плохое.
Если улыбкой можно «заразить» людей, то и плохим настроением – тоже.

Я с тобой согласна. Давайте будем улыбаться, и всё и нас будет получаться.
-Давайте.


Приложенные файлы

Виды деятельности: , подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Ход урока:

  1. Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что предполагает свободный выбор.

Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.(или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

Урок 10. Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

· Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?

· За что может и должен отвечать человек?

· Как понятие ответственности связано с темой предыдущего урока?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

Урок 11. Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг . (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг )

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долг ? (или задание группам: расскажите, какие сюжеты вы придумали). Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг . Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре?
  2. Чтение статьи из пособия для учащихся.

Как вы поняли, что такое долг, моральный долг?

Что нового для себя вы узнали?

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  2. Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.

Урок 12. Справедливость

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?



На доске записываются все пословицы, которые выбраны учащимися.

  1. Работа учащихся с понятием справедливость . Задание:Как вы думаете, от какого слова произошло это понятие? Как вы понимаете, что такое справедливость?
  2. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке?
  3. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:
    • Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?
    • Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?
    • Как вы поняли, что такое справедливость?
    • Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.
    • Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?
  • Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.

9. Самостоятельная работа учащихся по группам. Каждая группа получает текст русской народной сказки (или сказки одного из народов России) (по выбору учителя). Задание: Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Задание на дом: Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом (или вспомни историю из жизни или литературы) . Дай оценку их поступкам.

Урок 13 Альтруизм и эгоизм

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
  3. Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
  4. Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм .
  5. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия для учащихся определения эгоизма и альтруизма, сопоставить их с теми, которые даны в словаре. Какие определения вам понятнее?
  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  8. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Урок 14. Дружба

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал об эгоизме и альтруизме? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

3. Работа с понятием дружба . Задание: разберите по составу слово дружба. От какого слова оно произошло? Что обозначает это слово? Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарём.

4. Чтение статьи из пособия для учащихся.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  3. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Примерный план рассказа:

1) Как я понимаю слово дружба .

2) Кто такой мой друг.

3) Почему я дружу с этим человеком.

4) Что дает мне дружба.

  1. Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями.