Какое биологическое значение безусловных рефлексов. Значение рефлексов в жизни человека. Классификация безусловных рефлексов

Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции.

1) черты приспособленности к среде обитания у рыб и птиц.

2) доказательства относительности приспособительных признаков в данных условиях существования.

· Форма тела. Обтекаемая форма тела помогает при передвижении в воде и в воздухе.

· Форма тела, сходная с окружающей средой.

· Покровительная окраска, сходная с окружающей средой.

· Предупреждающая окраска, свойственна ядовитым или жалящим насекомым.

· Мимикрия. Сходство беззащитных животных с животными, обладающими предупреждающей окраской.

· Защитные образования в виде игл, колючек, обжигающих волосков.

· Приспособительное поведение, отпугивающее приближение врага.

· Забота о потомстве.

Приспособленность к среде обитания полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

Пример: крот имеет приспособления к жизни в почве, но на поверхности он беспомощен. Медузы приспособлены к жизни в Н О, но выброшенные на берег погибают.

3) к каким биологическим последствиям может привести приобретение популяциями и видами новых приспособительных признаков?

· Появление новых видов и популяций

· Усложнение или упрощение организации живых организмов

· Полное вымирание видов и популяций

1) рефлекс – это ответная реакция организма на раздражения центральной нервной системы, вызванные окружающей средой.

Условные рефлексы – это рефлексы, которые приобретаются в течение жизни и являются строго индивидуальными.

Безусловные рефлексы – это рефлексы, которые наследуются от родителей и сохраняются в течение всей жизни.

2) рефлекторный принцип работы нервной системы.

· Восприятие раздражения из внешней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов

· Передача их по чувствительным нейронам в спинной мозг ЦНС

· В нервном центре сигнал переключается на двигательный нейрон, связанный с рабочей мышцей

Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервные импульсы проходят при осуществлении рефлекса.

Пример: человек затрагивает горячий чайник. Нервный импульс передается в нервный центр. Там он переключается на двигательный нейрон, в результате этого человек отдергивает руку.

3) роль рефлексов в жизни человека и животных.

Восприятие раздражений окружающей среды и реакция в ответ на них.

на тему: «Высшая нервная деятельность»

  1. Понятие о высшей нервной деятельности 3
  2. Характеристика условных рефлексов в сравнении с безусловными 5
  3. Порядок выработки условного рефлекса 6
  4. Значение условных рефлексов 8
  5. Значение условных рефлексов в развитии заболеваний у человека 8
  6. Торможение условных рефлексов и значение торможения 9
  7. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) 10
  8. Темперамент 11
  9. Значение и знание темперамента в работе с пациентами 12
  1. Понятие о высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Отделы головного мозга

Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни — при получении непосредственного опыта и проверки, сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой.

Термин " высшая нервная деятельность" впервые введён в науку И.П. Павловым, считавшим его, эквивалентным понятию психическая деятельность. И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека.

Благодаря работам И.П. Павлова физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира.

Фундаментом ВНД являются условные рефлексы. Они возникают на основе сочетания действия безусловных рефлексов и условных раздражителей, к которым относятся сигналы, поступающие к человеку через зрение, слух, обоняние, осязание. У человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма.

Мышление и сознание И.П. Павлов также относил к элементам ВНД. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта).

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена (129— 201гг.н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален испытывал действие различных лекарственных веществ на животных организмах, наблюдал их поведение после перерезки нервов, идущих от органов чувств к мозгу.

Гален описал некоторые мозговые центры, управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием. Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения о врождённых и приобретённых формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. Однако из-за слабого развития экспериментальных наук на протяжении многих веков изучение психических процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга.

2. Характеристика условных рефлексов в сравнении с безусловными

Термином "условный рефлекс" И. П. Павлов называл рефлекторную реакцию, которая возникает в ответ на первоначально индифферентный раздражитель в том случае, если он несколько раз сочетается по времени с безусловным раздражителем. В основе образования условного рефлекса лежит либо модификация существующих нервных связей, либо формирование новых.

Условный рефлекс характеризуется следующими признаками:

Гибкость, возможность изменяться в зависимости от условий;

Приобретаемость и отменяемость;

Сигнальный характер (индифферентный раздражитель превращается в сигнал, т.е. становится значимым условным раздражителем);

Осуществление условного рефлекса высшими отделами центральной нервной системы.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей живого организма. Условные рефлексы дополняют безусловные и позволяют тонко и гибко

приспосабливаться к разнообразным условиям окружающей среды (табл. 1).

Таблица 1

Отличие условных рефлексов от безусловных

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врождённые, отражают видовые особенности организма

Приобретаются в течение жизни и отражают индивидуальные особенности организма

Относительно постоянные в течение жизни особи

Образуются, изменяются и могут отменяться, когда они становятся неадекватными условиям жизни

Реализуются по анатомическим путям, определённым генетически

Реализуются по функционально-организующимся временным связям

Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются в основном её низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра)

Реализуются при обязательном участии коры головного мозга, и поэтому требуется её целостность и сохранность, особенно у высших млекопитающих

Каждый рефлекс имеет специфическое рецептивное поле и свои специфические раздражители

Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разные раздражители

Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать

Приспосабливают организм к действию стимула, которого ещё нет, его только предстоит испытать, т.е. они имеют предупредительное, сигнальное значение

3. Порядок выработки условного рефлекса

Условно-рефлекторная связь не является врождённой, а образуется в результате научения. У новорождённого ребёнка есть лишь набор нервных элементов для формирования условных рефлексов: рецепторы, восходящие и нисходящие нервные пути, находящиеся в стадии формирования центральные отделы сенсорных анализаторов и мозг, который обладает неограниченными возможностями объединения всех этих элементов.

Формирование условных рефлексов требует определённых условий:

1) наличия двух раздражителей - безусловного (пища, болевой раздражитель и др.), "запускающего" безусловно-рефлекторную реакцию, и условного (сигнального), предшествующего безусловному;

2) неоднократное воздействие условного раздражителя, предшествующее безусловному;

3) индифферентный характер условного раздражителя (не должен быть чрезмерным, вызывать оборонительной или любой другой безусловной реакции);

4) безусловный раздражитель должен быть достаточно значимым и сильным, возбуждение от него должно быть более выраженным, чем от условного раздражителя;

5) формированию условного рефлекса препятствуют посторонние (отвлекающие) раздражители;

6) тонус коры головного мозга должен быть достаточным для образования временной связи - состояние усталости или нездоровья препятствует формированию условного рефлекса.

Процесс формирования классического условного рефлекса состоит из трёх стадий:

Первая стадия - стадия прегенерализации. Для неё характерна выраженная концентрация возбуждения, в первую очередь в зонах проекций условного и безусловного раздражителей. Эта стадия концентрации возбуждения кратковременна, и за ней следует вторая стадия - стадия генерализации условного рефлекса. В основе стадии генерализации лежит процесс диффузного распространения возбуждения (иррадиация). В этот период, условные реакции возникают как на сигнальный, так и на другие раздражители (явление афферентной генерализации). Также реакции возникают в интервалах между предъявлениями условного стимула - это межсигнальные реакции. На третьей стадии, по мере того как подкрепляется только условный стимул, межсигнальные реакции угасают, а условный ответ возникает только на условный раздражитель. Эта стадия получила название стадии специализации, на её протяжении биоэлектрическая активность мозга становится более ограниченной и связана преимущественно с действием условного стимула. Данный процесс обеспечивает дифференцирование (тонкое различение) стимулов и автоматизацию условного рефлекса.

4. Значение условных рефлексов

Условные рефлексы обеспечивают совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни и делают поведение пластичным. При действии условного сигнала (сигнал, вызывающий соответствующий условный рефлекс) кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут своё воздействие.

Условный раздражитель должен несколько предшествовать безусловному раздражителю, т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса возникает временная связь между центрами анализатора условного раздражителя и центром безусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной связью, потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока действуют условия, при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой навыков, привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребёнка, трудовой, общественной и творческой деятельности.

Условные рефлексы могут возникнуть, а могут и исчезнуть, если сигнализируют неверно. Однако если необходимость в рефлексе не отпадает, он может существовать всю жизнь.

  1. Значение условных рефлексов в развитии заболеваний у человека

Такими известными учёными, как Ч. Шеррингтон и Р. Магнус было доказано, что рефлексы могут быть достаточно сложными, вовлекающими при своём осуществлении целые системы органов. Примеры таких рефлексов — ходьба, установка головы, глаз и туловища в пространстве.

Было показано, что рефлекторный принцип лежит в основе всех

процессов в организме, связанных с поддержанием жизнедеятельности (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), двигательной

активностью, процессами восприятия и т. д.

Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики. Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем.

6. Торможение условных рефлексов и значение торможения

Торможение - это активизация тормозных нейронов, которая приводит к снижению возбуждения в центрах уже выработанного условного рефлекса. Торможение условно-рефлекторной деятельности проявляется в форме внешнего, или безусловного, торможения и в форме внутреннего, или условного, торможения.

Внешнее безусловное торможение условных рефлексов - это врождённое генетически запрограммированное торможение одного условного рефлекса другими условными или безусловными. Различают два вида внешнего торможения: запредельное и индукционное.

1. Запредельное торможение условных рефлексов (УР) развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

2. Индукционное торможение УР наблюдается в случае применения нового раздражителя после выработки УР или вместе с известным раздражителем.

Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм задерживает свою реакцию на второстепенных событиях и сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных в данный момент.

Внутреннее, или условное, торможение - это торможение, которое возникает внутри рефлекторной дуги в случае неподкрепления условного рефлекса. Биологическое значение внутреннего торможения состоит в том, что если условно-рефлекторные реакции на выработанные сигналы не могут обеспечить приспособительное поведение, необходимое в данной обстановке, особенно когда обстановка меняется, то такие сигналы постепенно отменяются при сохранении тех, которые оказываются более ценными.

Различают три вида внутреннего торможения условного рефлекса: дифференцировочное, угасательное и запаздывающее торможение.

1. В результате дифференцировочного торможения человек начинает различать раздражители, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые.

2. Угасательное торможение возникает тогда, когда при выработанном условном рефлексе воздействие на организм условного раздражителя не подкрепляется воздействием раздражителя безусловного. Благодаря угасанию организм перестаёт реагировать на сигналы, утратившие своё значение. Угасание помогает освободиться от ненужных лишних движений.

3. Запаздывающее торможение возникает, если выработанный условный рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусловного раздражителя. Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Запаздывание - основа выдержки, силы воли, умения сдерживать свои желания.

7. Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Уравновешенность нервных процессов - это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность - способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и чётко начиная и завершая движение.

Активированность - характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

На основе различных комбинаций трёх основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основных типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих над торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;

2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к лёгкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;

3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;

4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетённому настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

8. Темперамент

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов, созданному Гиппократом - древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 2).

Таблица 2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Темпераменты по Гиппократу

Уравновешенность

Подвижность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Сангвиник

Уравновешенный

Подвижный

Флегматик

Уравновешенный

Инертный

Меланхолик

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Ещё И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту.

Столкновение интересов является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трёх качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Спокойствие и понимание, сдержанность и терпимость, отзывчивость и культура поведения медицинского работника положительно повлияет на установленные взаимоотношений с больным, и сформируют его доверие к медикам и медицине.

Список использованной литературы:

1. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учеб. для вузов по спец. «Биология», «Психология». — М.: Высш. шк., 1991.—256 с.

2. Анатомия человека: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих образование по специальности «Сестринское дело» / Е.С. Околокулак, К.М. Ковалевич, Ю.М. Киселевский. Под редакцией Е.С. Околокулака. - Гродно: ГрГМУ, 2008. - 424 с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность./ Москва, «Academa», 2003.

4. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478, с.

5. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.

Страница 51 из 84

Поскольку условные рефлексы - это просто особые случаи ассоциаций, в которых раздражитель, возбуждающий принимающие нейроны, вызывает внешнюю реакцию, то очевидно, что в жизни человека этот тип явлений встречается также часто, как и ассоциации других типов. В этой главе мы кратко рассмотрим условные рефлексы, обычно наблюдаемые у людей, и покажем, что они по своим свойствам не отличаются от условных рефлексов, встречающихся у животных.
Условные рефлексы у людей можно разделить на две категории: те, которые обнаруживаются у каждого человека, поскольку являются неотъемлемой частью его жизни, и те, которые образуются только в определенных обстоятельствах, на основе особого опыта одного человека или группы людей. Большинство оборонительных условных рефлексов принадлежит именно ко второй категории. Нам кажется, что останавливаться на них не представляет интереса, поскольку у читателя соответствующих рефлексов может и не оказаться. Остановимся поэтому на первой категории условных рефлексов человека и обсудим те из них, которые нам кажутся особенно интересными. Речь пойдет об условных рефлексах, связанных с приемом пищи и сном.
Прием пищи. Человек обычно принимает пищу с регулярными интервалами и в определенное время суток. И часы приема пищи, и обстановка, в которой это происходит, хотя и различны у разных наций и социальных групп, но внутри каждой группы характеризуются поразительным постоянством и даже строгостью. Это постоянство, которое нам кажется естественным, прямо связано с условными рефлексами. У человека, который всегда ест в определенное время дня и в определенной обстановке, возникает сильный условный рефлекс голода, что заставляет его в последующие дни принимать пищу в те же часы и в том же месте. Это в свою очередь еще сильнее закрепляет пищевые условные рефлексы и еще более упрочивает привычку к определенному режиму питания. Более того, наличие таких привычек у целой группы приводит к таким пространственно-временным событиям, как подготовка к еде в определенное время, обслуживание в определенных местах, что опять-таки устанавливает четкие границы приема пищи, тем самым вызывая дальнейшую консолидацию соответствующих условных рефлексов.
Интересно проанализировать взаимодействие между двумя основными условными рефлексами, связанными с приемом пищи: условным рефлексом голода и условным рефлексом на пищу в их проявлениях в жизни человека.
Условный рефлекс голода определяется главным образом временным фактором, т. е. промежутком времени, прошедшего после предыдущего приема пищи. Доказательством того, что этот фактор действует в большой степени как условный, а не как безусловный раздражитель, является тот факт, что появление голода полностью зависит от нашего суточного стереотипа и приурочено к нему. Мы ощущаем голод перед обычными для нас моментами приема пищи независимо от того, как они распределены в течение дня и каковы интервалы между ними. Если в обычное время мы не поели, то голод, как правило, исчезает (обнаруживая свою условнорефлекторную природу) и появляется приблизительно ко времени очередного приема пищи.
Эти условные рефлексы голода связаны не только с моментом приема пищи, но и с количеством и качеством пищи. Хотя, как указывалось в гл. I, и количество пищи, потребляемой во время одного приема, и ее состав (в предположении свободного выбора) зависит от интенсивности безусловнорефлекторного драйва голода, а избирательность диктуется потребностью организма, тем не менее и количество и качество съедаемой пищи в значительной мере зависят от условных рефлексов. Если мы привыкли в какое-то время получать легкий завтрак, то интенсивность условного рефлекса голода будет этому соответствовать и нам будет неприятно, если легкую закуску заменят другим типом пищи. Напротив, привыкнув к тому, что обед обычно бывает обильным, состоящим из ряда блюд, мы не насытимся, если вместо этого нам дадут легкую закуску. Точно так же, если мы привыкли к завтраку из кофе, тостов, яиц и варенья, а нам предложат вместо этого суп и мясо, у нас возникнет отрицательная реакция на эту перемену, поскольку условнорефлекторный драйв голода в этот момент направлен на другой тип пищи. Нам представляется даже, что нам дали просто несъедобную пищу, хотя через несколько часов мы съедим эти же блюда с большим аппетитом.
Если условные рефлексы голода устанавливаются главным образом на время и в меньшей степени на внешние раздражители, условный рефлекс на пищу, наоборот, зависит исключительно от внешних раздражителей, непосредственно предшествующих акту еды, в особенности от внешней обстановки трапезы. Когда мы встаем из-за своего рабочего места, надеваем пальто и идем в столовую, слюна не выделяется, хотя мы и испытываем очень сильный драйв голода. Но когда мы приходим, садимся на место, разворачиваем салфетку, читаем меню - вот тогда у нас начинается слюноотделение, признак проявления условного рефлекса на пищу.
Следует отметить, что условный рефлекс на пищу в виде слюноотделения может проявляться и в обстановке, отличной от той, которая связана с приемом пищи. Если, например, в компании гурманов кто-то описывает со знанием дела различные блюда, у слушателей начинает обильно выделяться слюна. Это происходит потому, что яркие образы пищи, вызванные активацией соответствующих гностических нейронов по связям, идущим от аудиовербальных нейронов, могут заменить прямое восприятие пищи; мы как бы получаем пищу в своем воображении.
Отношения между условным рефлексом на пищу и условным рефлексом голода у человека такие же, как и у животных. Люди, строго придерживающиеся стереотипа в питании (например, в пансионах) и обычно переедающие, редко испытывают настоящий голод, а раздражители, которые сигнализируют для них момент приема пищи, имеют иной характер (например, социальный). Тем не менее сильный условный рефлекс на пищу, который начинает действовать, когда они садятся за хорошо сервированный стол, и в особенности когда они пробуют первые кусочки вкусной пищи, вызывает сильный драйв голода. К своему удивлению, они оказываются в состоянии съесть всю пищу с большим аппетитом и удовольствием. Ведь недаром говорят: «Аппетит приходит во время еды».
И наоборот, если человек испытывает сильный, даже невыносимый, голод, который заставляет его идти есть, то когда он приходит и садится за хорошо накрытый стол, на него начинают действовать мощные условные раздражители, сигнализирующие о предстоящем получении пищи, и чувство голода ослабляется.
Состояние насыщения так же, как и драйв голода, легко может стать условнорефлекторным. Общеизвестно, что если человек объелся какой-нибудь пищей в каком-то определенном месте, то впоследствии как эта еда, так и связанное с ней место вызывают неприязнь, поскольку при этом начинает действовать условнорефлекторное насыщение, которое подавляет аппетит.
Сон. Безусловнорефлекторный сон, подобно пищевой и оборонительной активности, имеет двойную природу. Нужно четко различать драйв сна - желание заснуть, которое мы называем безусловным рефлексом сонливости, и действительный сон - безусловный рефлекс сна. Безусловный рефлекс сонливости возбуждается более или менее длительным отсутствием сна, тогда как безусловный рефлекс сна развивается при действии таких внешних раздражителей, как принятие лежачего или полулежачего положения, расслабление мышц, монотонность окружающей обстановки и удобная кровать.
Легко заметить, что, как и в случае пищевой активности, сонливость и сон легко могут стать условнорефлекторными, точно так же как драйв голода и прием пищи.
Условный рефлекс сонливости вырабатывается на время, когда по обычному распорядку дня мы ложимся спать. У людей, привыкших спать после обеда, сонливость возникает и к этому времени, и они страдают, если обстоятельства не позволяют лечь спать. Но если этот сон предотвратить, то сонливость постепенно проходит, что свидетельствует о ее условнорефлекторном характере. Если же послеобеденному сну препятствовать изо дня в день, то сонливость, не подкрепляемая сном, перестает появляться в соответствии с принципами угашения условных рефлексов. Большинству людей начинает хотеться спать вечером, поскольку они привыкли в это время ложиться, но те, кто работает по ночам, напротив, в это время свежи и бодры и становятся сонливыми к утру.
Условный рефлекс сна, напротив, вырабатывается на те раздражители, которые обычно сопровождают засыпание: вид спальни, удобная кровать, ночная одежда, определенная поза, в которой человек обычно засыпает, чтение книги, радио, курение сигареты. Это происходит благодаря образованию связей между гностическими нейронами, в которых представлены соответствующие восприятия, и нейронами, в которых представлены перечисленные выше гипногенные раздражители. Хорошо известно, что если в обычной обстановке, где мы привыкли спать, что-то сильно меняется, то заснуть бывает невозможно, если, конечно, спать хочется не очень сильно. Сильная безусловнорефлекторная сонливость, вызванная, как правило, длительным отсутствием сна, заставляет нас заснуть даже в непривычной обстановке; она помогает установлению нового условного рефлекса на новую обстановку и способствует установлению связей между соответствующими гностическими нейронами и гипногенными нейронами.
Возникает законный вопрос: каким образом могут вырабатываться условные рефлексы сонливости и сна, если оба эти состояния в корне противоположны «реакции пробуждения»?
На этот вопрос можно ответить так. Как подчеркивалось ранее, формирование ассоциаций не обязательно должно происходить на фоне общей активации (которая вообще представляется нам физиологическим артефактом, получаемым в искусственных условиях эксперимента); для этого достаточно бывает частичной активации, затрагивающей только определенные структуры и не касающейся других. Принимая это во внимание, можно считать, что сонливость - состояние не менее активное, чем любой другой драйв. Напротив, испытывая сонливость, животное активно ищет место для сна, точно так же как голодное животное ищет пищу; оно, разумеется, более чутко ко всем раздражениям, которые имеют отношение к цели. Следовательно, сонливость активирует ассоциации, связанные с условным рефлексом сна, так же хорошо, как это делает голод в отношении условных рефлексов на пищу.
Мы привели выше этологический разбор двух важных условных рефлексов для того, чтобы проиллюстрировать роль сохранительных классических условных рефлексов в жизни человека. Главный вывод из этого анализа сводится к тому, что и подготовительная и исполнительная активность имеют безусловнорефлекторную природу и регулируются в первую очередь «потребностями организма», о которых он «дает знать» соответствующим нервным центрам, главным образом через хеморецепторы, имеющиеся как на периферии, так и в центральной нервной системе. Однако более тонкая регуляция той и другой активности осуществляется через условные рефлексы, которые, быть может, недостаточно сильны, чтобы вызвать значительные их изменения, но которые так распределяют их во времени и пространстве, чтобы приспособить их к особенностям жизни отдельного индивидуума или коллектива.
Социальное поведение человека оказывается еще одной областью проявления условных рефлексов; назовем их социальными условными рефлексами. Социальная среда окружает человека с момента его рождения до самой смерти, в значительной мере определяя условия его жизни; от этого окружения исходит больше всего внешних раздражений, влияющих на жизнь человека. Не собираясь входить во все детали человеческих взаимоотношений, мы хотели бы, однако, привлечь внимание только к одной их стороне, тесно связанной с рассматриваемыми вопросами.
У каждого человека, будь то взрослый или ребенок, при постоянном общении с другими людьми вырабатываются высокоспецифические эмоциональные взаимоотношения, в основе которых лежат условные рефлексы. Образование этих условных рефлексов происходит следующим образом. Для данного человека, которого мы будем считать объектом (назовем его О), отношение к нему других людей, с которыми он связан, можно рассматривать как своего рода безусловные раздражения (поэтому назовем их P1, Р2, Р3-); в результате возникают различные условные рефлексы, как эмоциональные, так и исполнительные. Например, P1, как правило, агрессивен по отношению к нашему О, он оскорбляет его или наносит ему вред; Р2 всегда добр и мягок с О; Р3 - его партнер в половой жизни; Р4 спасает О от опасности (истинной или воображаемой), тем самым ослабляя у последнего чувство беспокойства; Р5 пытался нанести О вред, но ему это не удалось, после чего у О появилось ощущение победы. Соответственно поведение P1 вызывает у О безусловный рефлекс страха и ярости, поведение Р2 вызывает чувство привязанности, Р3 - половое влечение и соответствующий безусловный исполнительный рефлекс, Р4 - вызывает у О состояние облегчения, a P5 - ощущение удовлетворения. Обычно различные поведенческие акты данного человека вызывают целый ряд эмоциональных безусловных рефлексов, либо дополняющих друг друга (например, привязанность и половое влечение), а иногда антагонистичных друг другу (например, привязанность и страх) .
Вследствие этого, согласно принципам формирования условных рефлексов, данный человек, т. е. его лицо, голос или образ, становятся типичными условными раздражителями и вызывают соответствующие эмоциональные условные рефлексы страха, привязанности, полового драйва, облегчения. Свойства этих социальных условных рефлексов удивительно похожи на свойства классических условных рефлексов, выработанных у экспериментальных животных. Это еще раз будет показано в следующей главе, где мы будем обсуждать переделку условных рефлексов, вызванную изменением подкрепляющего агента, связанного с данным условным сигналом.
Другой тип классических условных рефлексов, играющих важную роль в жизни человека,- это условные рефлексы, связанные со словами, прочитанными или услышанными. Как много раз говорилось ранее, существуют прочные ассоциации между словами и стимул-объектами, которые ими обозначаются, и вызывают их образы или галлюцинации. Если же эти стимул-объекты в свою очередь связаны с безусловными раздражителями из сферы эмоциональных или исполнительных рефлексов, то слова вызывают типичные условные рефлексы второго порядка.
Вот несколько примеров. Если в компании речь заходит о вкусной пище, то очень скоро этот разговор начинает вызывать у его участников условный рефлекс голода и (или) условный рефлекс на пищу. При чтении рассказа, в котором затрагивается сексуальная тема, образы, возникшие под влиянием прочитанного, могут вызвать половой условный рефлекс. Если в рассказе описаны какие-то ужасные события, то соответствующие образы вызывают условный рефлекс страха.

Тот же принцип вербальных условных рефлексов действует и в родственной группе явлений, называемых внушением. Если убежденно говорить человеку, что в комнате, куда он только что вошел, очень холодно, он действительно начнет испытывать галлюцинацию холода и будет дрожать. Точно так же, если настойчиво убеждать кого-то, что в только что съеденной им пище был червяк, у человека может появиться тошнота и даже рвота. Если внушить человеку, что ему хочется спать, веки его тяжелеют и он действительно засыпает.
Подверженность внушению различна у разных людей и находится в зависимости, помимо всего прочего, от степени эмоциональности вообще, от прочности ассоциаций между словами и эмоциями, а также от эмоционального состояния, в котором человек находится в данный момент и которое определяется его собственными побуждениями. Так, человеку гораздо легче внушить, что куст в темном лесу - это притаившийся бандит, если он уже испуган, чем если он находится в веселом, беспечном настроении. Голодному гораздо легче внушить, что ощущаемый им запах есть запах пищи, чем человеку сытому. В приведенных примерах четко обнаруживается суммация возбуждения нейронов, соответствующих безусловному раздражителю при одновременном действии слабого условного сигнала и слабого безусловного агента. Естественно, что здесь действует тот же механизм, что и при суммации возбуждения гностических нейронов через восприятие и через ассоциации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

В соответствии с соображениями, изложенными в этой главе, выработка классических условных рефлексов - это не что иное, как образование ассоциаций между индифферентным и биологически значимым раздражителем, т. е. таким, который вызывает внешний безусловный ответ. В этом случае индифферентный раздражитель приобретает способность вызывать тот же ответ, что и безусловный раздражитель; это позволяет изучать ассоциацию объективным и относительно точным методом. По определению классический условный рефлекс включает в себя только те эффекты, которые вызываются подкрепляющим агентом, хотя не ясно, все ли или только часть эффектов безусловного раздражителя могут стать условнорефлекторными.
Поскольку основные виды врожденной активности организма состоят из подготовительных рефлексов (драйвов) и исполнительных, то же самое оказывается справедливым и для условных рефлексов. Так, пищевые условные рефлексы можно разделить на условные рефлексы голода и условные рефлексы на пищу, а оборонительные - на условные рефлексы страха и условные рефлексы боли и т. п.
В основе условного рефлекса голода лежат связи между принимающими нейронами представительства условного сигнала и нейронами представительства драйва голода, локализованного на высшем уровне эмотивной системы. В основе условного рефлекса на пищу лежат связи между нейронами условного сигнала и определенными вкусовыми нейронами. Главный индикатор условного рефлекса голода - двигательное беспокойство, которое может превратиться в инструментальную реакцию, если для этого проводить специальную тренировку (см. гл. IX). Главный индикатор условного рефлекса на пищу - выделение слюны.
Активирующим фактором, обеспечивающим образование условного рефлекса голода, служит безусловный рефлекс голода, а для условного рефлекса на пищу - сформировавшийся условный рефлекс голода, который вызывает одновременную активацию нейронов в гностическом поле условного сигнала и во вкусовом гностическом поле.

Пища, помимо специфического безусловного ответа, вызывает еще и антидрайв-рефлекс голода, который тормозит драйв голода. То же относится и к условному рефлексу на пищу. Вследствие этого условный сигнал пищи и условный сигнал голода обычно представлены разными стимул-объектами. Условным сигналом голода оказывается, как правило, вся обстановка, связанная с кормлением и (или) время кормления, тогда как условным сигналом пищи обычно служит спорадический сигнал, непосредственно предшествующий пищевому безусловному раздражителю. Оба условных рефлекса - рефлекс голода и рефлекс на пищу - часто оказываются переплетенными, заменяя друг друга в присутствии одного и того же условного сигнала. Если индифферентный раздражитель обычно подкрепляется предъявлением пищи при коротком изолированном действии условного сигнала, то в таком случае условный рефлекс на пищу преобладает над условным рефлексом голода до такой степени, что животное из-за отсутствия голода неохотно берет корм. Если же этот раздражитель иногда не подкреплять пищей или же ввести другой сходный условный агент, применяемый без подкрепления, то драйв голода усиливается. В общем можно сказать, что уверенность в появлении пищи или любого другого привлекательного безусловного раздражителя в присутствии условного сигнала имеет тенденцию ослаблять соответствующий драйв, делая животное относительно безразличным к достижению цели. В то же время неуверенность, напротив, усиливает драйв и делает цель более желанной. Фактически весь ритуал ухаживания, так распространенный и у животных и у людей, цель которого состоит в некоторой отсрочке полового акта, ведет к усилению полового влечения и облегчает последующий исполнительный половой рефлекс. Проблема связи между половым драйвом и доступностью сексуальной цели подробно анализируется в монументальном труде М. Пруста (48].
Несколько по-иному обстоит дело в отношении оборонительных условных рефлексов, поскольку подкрепляющий вредящий раздражитель вызывает и безусловный рефлекс страха и исполнительный оборонительный безусловный рефлекс. Поэтому оба соответствующих условных рефлекса перекрывают друг друга в большей степени, чем при пищевых условных рефлексах. Однако и здесь длительно действующий раздражитель, например экспериментальная обстановка, вызывает главным образом (или даже исключительно) условный рефлекс страха, тогда как короткий раздражитель, предшествующий вредящему безусловному раздражителю, вызывает также и исполнительный условный рефлекс. Чем сильнее компонент страха в данном оборонительном условном рефлексе, тем стабильнее и сильнее исполнительная реакция, если, конечно, условный рефлекс страха не настолько силен, чтобы разрушить соответствующую ассоциацию между условным и безусловным раздражениями.
Обычная выработка условных рефлексов ведет не только к образованию ассоциаций, направленных от экспериментальной обстановки и спорадического сигнала к безусловным драйв-агенту и агенту исполнительного рефлекса соответственно, но и к образованию ассоциаций других типов: 1) ассоциаций между экспериментальной обстановкой и условным сигналом; 2) ассоциаций между безусловным драйв-агентом и условным сигналом (фиг. 51). Благодаря этим ассоциациям возбудимость нейронов, воспринимающих условный сигнал, во время эксперимента повышается. Вот почему тот же условный сигнал, данный вне экспериментальной обстановки, вызывает более слабый ответ или не вызывает ответа вовсе.

Величина классических условных рефлексов зависит от интенсивности активации в гностических полях, участвующих в образовании условного рефлекса, от силы подкрепляющего раздражителя и от характера условного сигнала.
Многочисленные эксперименты показали, что сила условного ответа, вызванного данным условным сигналом, зависит от его интенсивности, отсутствия монотонности и пространственного совпадения с безусловным агентом. У собак слуховые условные сигналы более эффективны, чем зрительные. Все эти факты находят свое объяснение в общих свойствах возбудимости нейронов и влиянии на них активации.

Фиг. 51. Основные отношения между условными сигналами (УС), экспериментальной обстановкой (Эксп. обст.) и безусловными агентами исполнительного (И) и драйв-рефлекса (Д).
Наилучшим временным режимом для образования условного рефлекса является некоторое опережение условного сигнала при частичном его совпадении с подкреплением. Не ясно, однако, почему одновременное предъявление условного сигнала и безусловного раздражения не ведёт к образованию условного рефлекса. Если в одной и той же обстановке два раздражителя даются в случайном порядке, то между ними образуются взаимные слабые ассоциации. Возможно, что перекрытие является частным случаем этого явления.
Опыты с удалением определенных областей коры, а также всей новой коры показали, что хотя такое повреждение и ухудшает способность к восприятию условных сигналов и безусловных раздражителей, способность к образованию условных рефлексов, как таковая, сохраняется. Мы предлагаем гипотезу, согласно которой грубое восприятие стимул-объектов осуществляется базальными ганглиями; эти ганглии представляют собой примитивную мультианализаторную систему, устанавливающую связи главным образом с эмотивным мозгом. Это объясняет, почему разрушение коры может оказаться губительным для определенных исполнительных условных рефлексов, но не нарушает условных драйв- рефлексов.
Экспериментальные данные, касающиеся классических условных рефлексов у животных, проливают свет на аналогичные явления у человека. В повседневной жизни человека важную роль играют следующие классические условные рефлексы: 1) условный рефлекс голода и условный рефлекс на пищу; 2) условные драйв-рефлексы и исполнительные рефлексы, связанные с другими типами сохранительной активности (половое поведение, сон, дефекация и др.); 3) социальные условные рефлексы, когда акты поведения других людей служат для человека безусловными агентами, а люди сами по себе становятся условными сигналами; 4) условные рефлексы на печатные и устные слова, которые вызывают образы описываемых словами стимул-объектов, вызывая соответствующие условные рефлексы. Явления внушения также основаны на этом механизме.

Болезнетворный агент, воздействуя на организм высших животных и человека, прежде всего вызывает раздражение нервно-рецепторных приборов (экстеро- или интерорецепторов), чувствительность которых во много раз превышает порог чувствительности других тканевых элементов. Рецепторные образования представляют собой начальное звено рефлекторных дуг, с помощью которых осуществляется ответная реакция организма на болезнетворные воздействия, исходящие из внешней или внутренней его среды.

Патологический процесс первоначально может проявиться повреждением ткани в точке приложения раздражителя: механического, химического, термического, инфекционного и др. При этом возникают расстройства обмена веществ и структуры ткани. Но такие непосредственные и ограниченные нарушения вследствие одновременного раздражения нервно-рецепторных образований, посылающих сигналы в центральную нервную систему, ведут и к общей реакции организма, в основе которой лежит рефлекторный механизм. Это можно видеть, например, в опыте с вызыванием ожога. Воздействие на поверхность тела термического агента сопровождается повреждением ткани и одновременно рефлекторным повышением артериального давления, изменением кровотворения, обмена веществ, расстройством дыхания и др.

В качестве иллюстраций можно привести также участие нервной системы в механизме возникновения тех явлений, которые нередко сопровождают закупорку кровеносного сосуда (эмболию), например эмболию сосудов малого круга кровообращения. Они заключаются в рефлекторном спазме легочных и венечных артерий, падении общего кровяного давления и изменении дыхания. Перерыв рефлекторных путей с помощью хирургических или фармакологических воздействий ослабляет эти явления, которые в известной мере зависят и от местных механических нарушений кровотока. Воздействиями на нервную систему удается также ослабить и восстановление функций, нарушенных при эмболии.

Патологические процессы могут возникать по механизму не только безусловных , но и условных рефлексов. При неоднократном сочетании болезнетворного фактора с индифферентным раздражителем последний также может стать причиной данного заболевания, которое в этом случае возникает условнорефлекторным путем. Например, у собак по условнорефлекторному механизму удается введением физиологического раствора хлористого натрия воспроизвести интоксикацию морфином, эзерином, атропином, бульбокапнином, камфарой. Патологические условные рефлексы иногда лежат в основе возникновения приступов бронхиальной астмы, сенной, лихорадки, экзематозных поражений кожи и других заболеваний.

Кроме рефлекторного, может иметь место и прямое воздействие болезнетворных раздражителей на центральную нервную систему , например накопившихся в крови углекислоты, микробных токсинов или токсических продуктов обмена веществ.

В зависимости от этиологического фактора, места его воздействия и свойств организма патогенез того или иного заболевания может быть связан с изменением функций различных отделов нервной системы - от периферических окончаний центростремительных нервов до мозговой коры. Так, расстройства дыхания могут возникать в одном случае от первоначального раздражения периферических окончаний легочных ветвей блуждающих нервов, в другом - от повреждения продолговатого мозга или некоторых участков промежуточного мозга, в третьем - от нарушения функции коры больших полушарий (например, одышка при волнениях или срывах высшей нервной деятельности). В эксперименте повышение содержания сахара в крови удается получить несколькими путями: раздражением центрального конца перерезанного седалищного нерва или уколом в продолговатый мозг, или сильным эмоциональным возбуждением. Иначе говоря, зарождение патологического процесса может происходить в самых различных участках организма. При этом последовательность и степень нарушения функции того или иного отдела нервной системы имеют известное значение в характере и быстроте развития данного патологического процесса. Однако вследствие рефлекторной деятельности в конечном итоге в патологический процесс неизбежно вовлекаются и другие отделы нервной системы, части которой теснейшим образом связаны между собой.

Для выяснения участия высших отделов нервной системы в патогенезе заболеваний имеет также значение изучение ее основных закономерностей: типологических свойств, соотношения процессов возбуждения и торможения, явлений парабиоза, доминанты, следовых реакций и др. (см. главу IV).

В патогенезе заболеваний большое место занимают нарушения взаимоотношений центральной нервной системой и внутренней среды организма .

Зависимость функции внутренних органов от деятельности высших отделов центральной нервной системы нередко отмечалась клинической медициной. С одной стороны, известно влияние различных переживаний и волнений на деятельность сердца, дыхание и пищеварение, например случаи паралича сердца от тяжелых переживаний, изменение ритма дыхания от внезапного испуга, нарушение пищеварения в связи с состоянием психического угнетения и хронического отсутствия аппетита. С другой стороны, хорошо известны примеры преодоления телесных недугов в моменты эмоционального подъема.

На основании многолетних углубленных исследований деятельности больших полушарий головного мозга И. П. Павлов показал, что функция внутренних органов, регулируемая подкорковыми образованиями, имеет, кроме того, и свое "корковое представительство". Например, длительное нарушение моторной и секреторной деятельности желудка у собак удавалось наблюдать в результате нарушения функционального состояния высших отделов головного мозга, вызванного столкновением процессов возбуждения и торможения (сшибкой).

Было выяснено значение нарушений высшей нервной деятельности в изменениях функций и других внутренних органов - желчеотделения, уровня кровяного давления, диуреза, процессов кровотворения.

Другие исследования показали возможность образования условных рефлексов на деятельность внутренних органов и значение интерорецепции в этом процессе. Была показана возможность возникновения условно-рефлекторных полиурии (увеличения мочеотделения) и анурии (отсутствия мочеотделения), условнорефлекторного желчеотделения, сокращения селезенки, сужения и расширения сосудов, изменения дыхания, обмена веществ и пр.

Эти исследования послужили основанием для представления о двусторонней связи между деятельностью коры головного мозга и функцией внутренних органов (кортиковисцеральные взаимоотношения по К. М. Быкову).

При поступлении импульсов как с экстеро-, так и с интерорецепторов в коре головного мозга совершается сложный процесс анализа и синтеза, создаются те соотношения процессов возбуждения и торможения, которые и обусловливают характер ее влияния на функцию внутренних органов.

Нарушения нормальных соотношений между корой и подкорковой областью нередко лежат в основе ряда заболеваний, например язвенной и гипертонической болезней, бронхиальной астмы, коронарной недостаточности.

Такое влияние высших отделов центральной нервной системы осуществляется через нижележащие отделы нервной системы, через область гипоталамуса, где заложены центры, регулирующие при помощи эфферентных нейронов процессы, совершающиеся во внутренней среде организма. Гипоталамус и нижележащие отделы нервной системы сами могут быть исходным началом возникновения патологических процессов, например полиурии, ожирения, нарушений роста.

Весьма важным звеном в регуляции функций являются также гуморальные механизмы , особенно нейро-эндокринная и эндокринная регуляция. Ввиду разнообразия своих функций эндокринные железы нередко в тесном взаимодействии с нервной системой определяют реакцию сложного организма на действие раздражителя. Так, расстройство мочеотделения в почках может осуществляться через подкорковые вегетативные центры и их связь с задней долей гипофиза, которая выделяет антидиуретический гормон, влияющий на реабсорбционную функцию почек.

По мере эволюционного развития организмов все большее значение в патологических реакциях приобретают нейрогормональные взаимоотношения. У высших животных и человека особенно большая роль принадлежит диэнцефало-гипофизарным соотношениям и тесно связанной с ними гипофизарно-надпочечниковой функции. При воздействии патогенных раздражителей в организме рефлекторно происходит усиленная выработка гормонов передней долей гипофиза, влияющих на гормональную секрецию коры надпочечников (см. главу о реактивности). Вся эта система принимает деятельное участие в приспособляемости организма, в его неспецифических реакциях на действие любого болезнетворного раздражителя.

Кроме гормонов эндокринных желез, в патогенезе заболеваний возможно участие и тканевых гормонов - физиологически активных веществ, например активных полипептидов и белков, гистамина, ацетилхолина, серотонина. Они также могут включаться в нарушение регуляции функций, часто обнаруживаемое в ходе развития патологических процессов, оказывая воздействие на ткань в месте их освобождения и образования либо благодаря доставке тканям с помощью кровотока.

Таким образом, механизмы возникновения патологических процессов определяются как свойствами болезнетворного агента , так и реакцией организма , его регуляторных систем.

В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, т. е. от опасностей. Ее основу составляет нервная система. Благодаря ей осуществляется связь организма с внешней средой лей (свет, звук, запах, механические воздействия) и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой, называют рефлексом, а всю деятельность нервной системы -- рефлекторной. В многообразной рефлекторной деятельности имеются врожденные безусловные рефлексы, которые передаются по наследству и сохраняются в течение всей жизни организма.

Безусловные рефлексы человека разнообразны. Например, одергивание руки в ответ на ожог кожи, закрытие глаз при возникновении опасности их повреждения, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, и т. д. Эти и многие другие рефлексы получили название оборонительных.

Особое место среди безусловных рефлексов в обеспечении безопасности занимает ориентировочный рефлекс. Он появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается. Ориентировочный рефлекс обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя.

Безусловные рефлексы -- это наследственная «программа» поведения. Они обеспечивают нормальное взаимодействие только со стабильной средой. Однако человек живет в исключительно изменчивой, подвижной, разнообразной среде. Безусловных рефлексов как связей постоянных для обеспечения гибкого реагирования в изменчивой среде недостаточно. Необходимо дополнение их временными гибкими связями. Такие связи названы условными рефлексами.

Условные рефлексы образуются на основе индивидуального опыта. Поскольку приобретение индивидуального опыта есть обучение, то образование условных рефлексов -- один из видов обучения.

Образованные в процессе обучения условные рефлексы позволяют организму более гибко приспособиться к конкретным условиям окружающей среды и лежат в основе выработки у человека привычек, всего образа жизни.

Приспособительное значение условных рефлексов огромно. Благодаря им человек может заблаговременно предпринять необходимые действия для своей защиты, ориентируясь на признаки возможной опасности, не видя при этом самой опасности. Условные раздражители имеют сигнальный характер. Они предупреждают об опасности.

Все непосредственные ощущения, восприятия и соответствующие им реакции человека осуществляются на основе безусловных и условных рефлексов. Однако в специфических условиях социальной среды человек ориентируется и реагирует не только на непосредственные раздражители. Для человека сигналом любого раздражителя служит обозначающее его слово, причем его смысловое содержание. Слова произносимые, слышимые и видимые -- это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств.

Слова, как и другие факторы окружающей среды (физические, химические и биологические), по отношению к здоровью человека могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное воздействие, а могут и наносить вред -- вплоть до смертельного исхода (самоубийство).