Какие бывают подростки и их досуг. Социология досуга. Характерные особенности детского и подросткового досуга

Сложившаяся сегодня социальная и культурно-образовательная практика работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства преимущественно строится на принципе выделения основных направлений, в рамках которых применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, разрабатываются различные программы и реализуются проекты .

Согласно исследованиям А. Ф. Воловик, в подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным занятиям моделированием, рисованием, фотографией . В юности, хотя и сохраняются ценностные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознанно относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр видеофильмов. В этой связи работа с молодежью, детьми и подростками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи.

Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес .

В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно - развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека - клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно - образовательные (дискотека - клуб) и танцевально - развлекательные (дискотека - танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса .

Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно - оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности клубов по месту жительства. Поэтому для подростков значимы такие формы досуга, как спортивные секции, туристические походы.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга .

У детского и подросткового досуга существует четыре параметра: пространство времени, пространство места, структура и содержание, и кадры - организаторы досуга детей.

В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой подростком в свободное время деятельности. Ее необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных. интеллектуальных, коллективистских и т.п.) ее сторон, задатков, способностей подростка. Досуг может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным н творческим; опережающий (изыскательская перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Существуют массовые досуговые мероприятия (массовые досуговые программы) подростков, которые реализуются в клубе по месту жительства.

Целесообразно разобраться в том, каковы основные типы массовых досуговых программ. Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца творчества юных А.Б. Гальченко [ 8, с. 49]. За основу классификации взяты два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 6 типов программ:

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· игра-спектакль;

· театрализованная игра;

· зрелище;

· праздник;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Подростки включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более - в зависимости от возраста участников.

Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы, социальные педагоги. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый подросток почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить подростков играм, показывать приемы организации игры.

С особым интересом подростки воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие подростковой аудитории.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве подростков.

Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, надо знать о некоторых тонкостях в их подготовке и проведении. Например, при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить подростков возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность подростков должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона. Основная задача КВН - привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Другой пример конкурсно-игровых программ - чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя - юного певца, танцора, гимнаста выступление - всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Очень важно воспитать у подростков зрительскую культуру - умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь - организовать дело так, чтобы воспитанники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех подростков. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны . К ним относятся:

· слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

· приветствия, презентации, церемонии,

· гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления,

· физкультурные праздники,

· тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше подростков включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Обязательное правило такой программы - наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ - игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно - досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом. Наиболее значимыми формами досуговой деятельности подростков в клубе по месту жительства являются массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми. Так же клубы общения, которые включают в себя беседы, диспуты, дискуссии; познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда"; диско-клубы, спортивные секции, туристические походы.


ДОСУГ - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых , развлечения , праздники , самообразование , творчество .

Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).

Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.

Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

ДЕТСКИЙ ДОСУГ осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.


Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно- групповым. Так
ая специфик а поведения подростков объясняется следующим образом.

Во- первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.


Во- вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В- третьих, это специфический вид эмоционального кон- такта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком- то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.

В ыделя ются три формы общения подростков: интимно- личную , стихийно- групповую , социально- ориентированную .

Интимно
- личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях - " я " и " ты " . Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно- личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно- личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно- групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах -
" я " и " они " . Стихийно- групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно- полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группово- го общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально- ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно- важных дел -
" я " и " общество " . Социально- ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Проведенные и сследования показывают, что потребность подростка в интимно- личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально- ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно- группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

В условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно- полезной деятельности резко возрастает, во- первых, потребность подростка в социально- ориентированной форме общения, во- вторых, потребность в интимно- личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно- групповом общении падает почти до нуля.

Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принужденем подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка .

Черлакская Муниципальная бюджетная образовательная школа №2

Досуг подростков

Социальный проект

Работу выполнил:

Николаенко Александр

учащиеся 9 Б класса

Научный руководитель:

Танаева Елена Геннадьевна, учитель музыки

Черлак 2018 г.

Паспорт проекта

Название проекта: «Досуг подростков»

Описание проблемы: занятость подростков, социальная активность молодого поколения.

Аннотация:

Быть молодым было нелегко во все времена. Именно завтра молодым предстоит строить наше общество, решать насущные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство и каким будет мир.

Молодежь активно реагирует на актуальные проблемы современности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.

При этом обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому свободное время подростка представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.

Целью проекта : выявление основных предпочтений подростков в проведении свободного времени, выпуск буклета о мероприятиях, занятиях, проводимых для подростков.

Задачи:

    Определить возрастные особенности подростков.

    Исследовать предпочтения подростков.

    Провести информативный сбор мероприятий, занятий, которые проводятся на территории села для подростков.

    Сделать анализ полученных данных.

Методы:

1) Социологический опрос

2) Анкетирование

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты будут полезны и интересны для классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, родителей и самих подростков.

    ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

    Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

    Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

    Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

Данный проект является актуальным, так как направлен на решение социальных вопросов, один из которых занятость подростков во внеучебное время.

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Часто задается вопрос, как молодежь проводит досуг? А проводит она его по-разному: кто-то просто «просиживает» дома за компьютером или перед телевизором, другие предпочитают просто погулять или пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учёбы занимаются в секциях или студиях, другие отдают предпочтения дискотекам.

Для выявления предпочтений был проведен социологический опрос среди подростков. С целью выяснения, чему же на самом деле отдают предпочтения, подростки, проведено анкетирование. Всего было опрошено 100 человек, по следующим вопросам:

    Какое количество у вас свободного времени? (от 2-3ч, менее 2 ч, от 4-6)

    Где проводите свободное время свободное время (свежий воздух, дома, чтение)?

    Занятия спортом (регулярно, иногда, не занимаются)?

    Занятие (музыкой, телепередачи, ПК, кинотеатр, спорт, творчество)?

Опрос: опрошено 100 человек в возрасте 13-17 лет (приложение № 1)

Проведенное анкетирование показало:

1. У подростков много свободного времени

2. Большинство из опрошенных, не знают где им провести свободное время, но с удовольствием посещали бы тренажерный зал, спортивные секции (баскетбол, волейбол).

Программа действий:

    Обработка данных анкетирования.

    Сбор данных о мероприятиях, проводимых для подростков, о заседаниях клубов, о работе детских объединений и т.п.

    Оформление буклета «Досуг подростков».

    Подведение итогов, презентация буклета, распространение среди подростков и молодежи.

План работы над проектом

1 начальный

2

Провести социологический опрос в школе среди подростков села Черлак

в анкетировании участвовало

100 человек

3

Консультации со специалистом по организации работы с детьми и молодежью по месту жительства

актуальность темы

4

Фотосъемка объектов для буклета (ДК, муз. школа, худ. Школа, библиотека, спорт. школа и т.п.)

изготовление фотографий

2 основной

5

Сбор и обработка информации о проводимых мероприятиях в селе для молодежи.

Обобщение материала, создание таблицы

6

Разработать дизайн буклета

утверждение макета

8

Оформление документов, выпуск буклета

выпуск бюллетеня

3 этап

9

Презентация проекта

компьютерная презентация

10

Рефлексия

подведение итогов работы

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА

Суммируя изученный материал, можно сделать следующие выводы о занятости подростков в свободное время:

Приложение 1

Результаты анкетирования:

Количество свободного времен

Где проводят свободное время


З
анятия спортом

Занятие музыкой, телепередачи, ПК, кинотеатр, спорт, творчество


Вывод: Таким образом, полученные в ходе исследования (анкетирования) данные, отражают существующую реальность в области досуга подростков:

1. Подавляющее большинство участников исследования являются потребителями продуктов масс-медиа культуры различной направленности (телевидение).

2. Следующая группа анкетированных - это прогулки, игры в ПК, кино).

3. Всего 10 участников анкетирования ответили, что занимаются спортом.

4. Наименьшее количество подростков (по 5), из группы опрошенных занимаются музыкой (музыкальная школа) и творчеством.

В ходе проекта мы увидели стремление не всех молодых организовать свой досуг в соответствии с имеющимися интересами и возможностями. Как это сделать оптимально сточки зрения наличия свободного времени, пользы для здоровья, для становления личности? В ходе нашего проекта мы попытались осветить, что круг интересов нашей молодежи достаточно широк, и каждый может найти достойное применение своим способностям.

Я сам для себя понял, что нужно найти для себя увлечение, это поможет мне в приобретении будущей профессии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И САЙТОВ ИНТЕРНЕТА

    Научно-познавательный справочник «Древо познания», раздел

« Организм человека»

    Научно-познавательный справочник «Древо познания», раздел «Наука и техника» www.kerch.com.ua/articlelist. aspx

    www.12months.ru/pages/lagerya

Приложение № 1

Анкета

1) Количество свободного времени

    от 2 – 3 часов

    менее 2 часов

    от 4 - 6 часов

2)Где проводите свободное время свободное время

    свежий воздух,

    дома,

    чтение

3) Занятия спортом

    регулярно,

    иногда,

    не занимаются

4) Занятие

    музыкой,

    телепередачи,

    ПК,

    кинотеатр,

    спорт,

    творчество



Лето подходит к концу, а тревоги и, может быть, даже отчаяния по поводу того, как ваш подросток проводит время, становится не меньше, а только больше. Как было просто, когда ребенок был маленький, отвел его в детский сад и порядок! Конечно, можно отправить ребенка в лагерь, но это не всегда доступно по финансам, да и тревог о том, чем он там занят не меньше.

Все основные тревоги и переживания родителя, как правило, связанны с тем, что в летний период у подростка появляется много свободного времени. Часто родителю кажется, что свобода "сносит крышу" подростку и он становится абсолютно не управляемым. Много гуляет, забывает про домашние дела, сидит бесконечно в компьютере... Часто это становиться причиной возникновения конфликтов, непонимания и обид. В результате, отношения между детьми и родителями портятся. Список тревог и переживаний родителя может быть бесконечным, ведь каждая ситуация очень индивидуальна, мы остановимся на четырех наиболее часто встречающихся:

1. Подросток много времени проводит у компьютера.

Поинтересуйтесь, чем именно занимается подросток в компьютере. Нам кажется со стороны, что это одно и то же дело, однако, современные дети могут и общаться за компьютером, и смотреть фильмы, и играть, и читать книги - то есть заниматься вполне разнообразной деятельностью. Подростку важно, когда его жизнью интересуются, но и одновременно страшно услышать вашу критику. Поэтому интересуйтесь, но избегайте оценок.

Для таких детей актуально внесение двигательной активности. Предложите своему подростку совместную прогулку на велосипеде, или поездку на скалодром. Каким бы колючим не казался вам ваш ребенок, для него важна любая ваша совместная деятельность, где вы его поддерживаете, и он чувствует себя успешным.

2. Подросток мало делает общественно-полезных дел, отказывается помогать, забывает о своих обязанностях.

Часто родители жалуются на то, что «приходиться говорить по 10 раз и пока не накричишь, ничего не будет сделано». Для меня же нет ничего странного в том, что приходится повторять и напоминать. Нормальный человек, и подросток тоже, имеет какие-то свои личные дела и интересы, поэтому ваши просьбы плохо включаются в бытие подростка. Гораздо большее опасение у меня вызывают дети, которые готовы выполнять все ваши поручения, по первому слову. Кто вырастет из такого ребенка? Послушный исполнитель лишенный своей воли! Хотите вы такого для своего ребенка? Я полагаю, что нет. В таком случае важно научиться учитывать интересы подростка и обсуждать с ним, когда он сможет выполнить ваше задание и спокойно настаивать на этом.

Помните, что если вы теряете в этих вопросах самообладание - это ваша проблема, а не проблема вашего ребенка.

3. Подросток много гуляет, и вы не знаете, насколько это безопасно.

Еще несколько лет и ваш ребенок станет взрослым, и начнет полностью самостоятельную жизнь. Для этого ему необходимо научиться самостоятельно оценивать опасность. Наше доверие и хорошие отношения с ребенком, помогут подростку в случае беды обратиться к нам за помощью. Негативное отношение в семье и скандалы чаще приводят к тому, что подросток совершает действия назло родителям, как бы стараясь доказать самому себе свою взрослость и независимость. Если же вам удастся создать дома атмосферу принятия, и сформировать свое отношение к ребенку как к достаточно взрослому, то подросток сможет действовать в ситуации исходя из интересов своей безопасности, а, не стремясь чего-то кому-то доказать.

4. Подросток избегает любой интеллектуальной деятельности, отказывается читать и готовиться к школе.

Такое возникает в двух случаях, когда ребенку трудно дается учеба или когда учебы в жизни ребенка было слишком много в течение года. В обоих случаях ребенку важен отдых. Однако у каждого подростка есть сфера интересов, в которой он развивается легко и без напряжения. Например, мальчика может увлекать мир машин, а девочку мир моды и красоты. Казалось бы, эти направления мало связанны с учебой. Однако, развитие в этих областях, как и любое развитие, сделает вашего подростка увереннее и откроет ему необходимость в дополнительных познаниях, таких как геометрия и физика, а значит, появится мотивация для учебы.

В этих ситуациях родителю важно быть честным с самим собой.

Подумайте, что вы реально можете сделать в организации летнего досуга своего чадо. Не стоит мучить себя несбыточными фантазиями, «вот если бы у меня была возможность купить путевки в лагерь на все лето»... Или «вот если бы у меня была дача»... Или «раньше он был маленький, и его было легко контролировать, и все было хорошо». Такие фантазии ничего не дают ни нам, ни ребенку. Смотрите на ситуацию реально, подумайте, что в ваших силах предложить подростку. Обратите внимание, чем юноша или девушка любят заниматься и предлагайте мероприятия, совпадающие с интересами ребенка. Важно помнить, что лето - это время законного отдыха ученика и совершенно естественно подросток стремится полностью забыть обо всем, что связанно с учебой и другими обязанностями. Вспомните себя в этом возрасте: если вы смогли прожить его без потерь, то и ваше чадо справится с этой задачей.

Основными элементами свободного времени человека является досуг и отдых.

Досуг и отдых

Досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности человека, которые направлены на удовлетворение их духовных и социальных потребностей и осуществляются в свободное время. Досуг выступает как элемент отдыха, а также как фактор развития личности.

Если рассматривать понятие досуг в узком смысле, то под этим словом имеются в виду посещения театров, кинотеатров, занятия играми, танцами и другими видами занимательной деятельности.

Очень часто досуг отождествляют с понятием отдых. В отличие от досуга, отдых охватывает большее число видов деятельности: сюда входят и любительские занятия спортом, и путешествия, и сон.

Раньше досуг существовал только в активном виде, то есть представлял собой активную деятельность. В наше время досуг имеет преимущественно пассивный характер. Это обусловлено популяризацией телевиденья и массовых зрелищ.

Основные характеристики досуга

Выделяются такие основные характеристики досуга:

Досуг обладает яркими психологическими, социальными и физическими аспектами;

Досуг основан на добровольном выборе человека, его личных предпочтениях;

Досуг представляет не регламентированную, а свободную форму деятельности;

Досуг стимулирует творческую инициативу;

Занятие досугом приносит хорошее позитивное настроение.

Также, люди, которые занимаются досугом, быстрее развиваются личностно, умеют выбирать жизненные приоритеты. Занятия досугом увеличивают целеустремленность людей, значительно расширяют круг их восприятия и мировоззрения.

Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов

Современные формы отдых начал приобретать еще в период античности. Древние греки отдыхали от ежедневных забот, занимаясь музыкой и танцами.

В каждом греческом доме были специальные комнаты, в которых собирались друзья хозяев, чтобы показать свои музыкальные таланты. Стоит отметить, что именно древние греки впервые начали путешествовать не только в торговых или захватческих целях, но и для того, чтобы культурно обогатится.

У древних римлян был популярен культ здорового тела. Римляне часто отдыхали, посещая термические купальни и бани. Характерным видом отдыха для этих народов было наблюдение за спортивными состязаниями.

В эпоху Средневековья особую популярность приобрела охота. Также в это время были распространены массовые зрелища. Театральные постановки ставили прямо на площадях городов, поэтому в свободное время их могли посетить все желающее.

Позже появись цирковые представления. С развитием технологий, в начале 20 века, популярным видом отдыха стало кино.