Ты слово нужное нашел звук ы. Русский язык «Буква и звук Ы. Нахождение звука «ы» в тексте

Михеева Маргарита Владимировна

МОУ «Райсеменовская СОШ»

Учитель начальных классов.

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе.

Тип урока: ОНЗ (1-й урок)

Тема: Гласный звук [ы ], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме.

(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)

Цели: Познакомить учащихся с гласным звуком [ы ], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить писать букву ы, учить читать слоги и слова с буквой ы. формировать навыки плавного чтения.

Развивать внимание, речь, фонематический слух, расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Демонстрационный материал : картинки животных, буквы-«человечки», плакат с быквой ы, схемы слов.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

Как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж…)

Как звенит комарик? (З-з-з…)

Как пыхтит тесто? (Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

Как шарик выпускает воздух (С-с-с…)

Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Проговорим скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко.

У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны.

    Повторение пройденного.

1. Игра «Угадай звук».

Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, какой первый звук в слове, назвать его и показать с помощью кружка нужного цвета, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.

(Гиря, иголка, апельсин, облако, парта, аист, тигр, работа, игра, пианино, горы)

Молодцы!

    Актуализация знаний.

Ребята, давайте проверим, как вы уже научились читать и прочитаем слоги на с. 42.

1-ый ряд читает первый столбик.

2-й ряд читает второй столбик.

3-й ряд читает третий столбик.

Все вместе читаем 4-й столбик.

Ребята, найдите слог, который образует слово, но здесь какая-то ошибка. Кто заметил?

Что можно сказать о согласных в четвертом столбике? (Они мягкие, т.к. после согласной стоит гласный [и].

    Определение темы и целей урока.

1 .Знакомство со звуком [ы].

Почему звуки-человечки взялись за руки?

Дайте характеристику этим звукам. (Это гласные звуки, могут быть ударными и безударными)

А знаем ли мы, для какого звука оставлено место? А хотим узнать?

-Откройте Букварь на с.44.

- Отгадайте загадку.

Желтый, круглый,

Весь из дыр

Любят мыши

Вкусный …(сыр)

Сколько гласных в этом слове? Какой это звук? (Один [ы].)

В какой части слова он находится?

- Ребята, а мы с вами знакомы со звуком [ы]?

- А хотите ли вы с ним познакомиться и научиться обозначать его на письме?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Будем ли обозначать ударный слог? Почему?

Дайте характеристику каждому звуку.

    Знакомство с новым материалом .

Отгадайте следующую загадку.

Ну и кошка

Вот так кошка

Даже страх берет немножко

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь)

Сколько гласных звуков в этом слове? Какой?

Сколько слогов? Почему?

Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.

Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).

Найдите картинку, на которой изображены горы.

Сколько гласных звуков в слове горы?(Два) Какие? ([о], [ы].)

Обозначьте их на схеме.

Сколько слогов в слове? (Два) Разделите слово на слоги.

Какой слог ударный? (го – ударный, ры – безударный)

- Что вы можете сказать о звуке [ы] в словах сыр и горы. (В первом слове он ударный, а во втором безударный.)

Дайте характеристику звуку [ы]. (Звук [ы] – гласный, может быть ударным и безударным)

Раскрасьте звук-«человечка» в Букваре.

Какой звук –человечек будет четвертым? (гласный [ы])

2. Знакомство с буквой ы.

Звук [ы] обозначается буквой ы. (Плакат)

Рассмотрите печатную и строчную букву ы.

Что напоминает буква ы?

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны.

Хотите научиться её печатать?

- Откройте тетрадь для печатания с.11. Напечатайте 5 букв ы . (ыыыыы)

Ребята, на схемах слов сыр, горы, рысь обозначьте звук [ы] буквой ы.

Рассмотрите следующую картинку. Что это? (тыква).

Сколько гласных звуков в слове? (Два) Какие? ([ы], [а].) Обозначьте их на схеме.

Напечатайте эти звуки буквами.

Сколько слогов? Разделите слова на слоги.

Какой слог ударный?

Какой первый звук в этом слове? [т]. Дайте ему характеристику.

Обозначьте его звуком и буквой на схеме.

Какие еще звуки вы услышали в этом слове?([к], [в].)

Твердые они или мягкие? Какими кружками обозначим их на схеме? (синими).

Аналогично проводится слого-звуковой разбор слов: рыба, бусы, дыня, дырка .

(Составление схем слов: обозначение гласных звуков красным кружком, деление на слоги, постановка ударения, выделение знакомых согласных звуков, обозначение твердых согласных звуков синим кружком, а мягких – зеленым, обозначение звуков буквами).

Ребята, вы познакомились со звуком [ы], научились его печатать. Давайте научимся писать письменную букву ы .

3. Релаксация.

Какие это деревья? (Выставляются картинки дуба и березы). Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Сильный ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут низким голосом «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

Ребята, попробуйте придумать слова, в которых есть звук [ы].

В какой части слова находится звук [ы]?

Попробуйте придумать слова, которые начинаются на звук [ы]. Получилось?

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву ы.

Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.

4. Написание буквы ы. Пропись с.12.

Давайте подготовим наши ручки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Заштрихуйте машинку с наклоном вправо цветом, какой вам больше всего нравится.

Посмотрите на табло.

Из скольких элементов состоит буква ы ? Какие это элементы?

Показ написания буквы учителем с комментированием.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы, делаем совсем маленькую петлю, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением.

Обведите букву ы в воздухе.

Обведите букву ы в воздухе над табло.

Напишите букву ы на спинке друг у друга.

Напишите букву ы пальцем на ладошке.

Обведите букву ы на табло зеленой ручкой.

Рассмотрите первую строчку. Какие элементы здесь прописаны?

Обведите прямую с замкнутым закруглением зеленым цветом, а прямую с закруглением вправо синим цветом под счет.

Рассмотрите вторую строчку.

Какую закономерность можно проследить? (буква ы чередуется с двумя прямыми с наклоном вправо).

Зачем нам необходимо писать прямые с наклоном вправо?

Обведем их синей ручкой под счет. (Диктует ученик).

А теперь под счет обведем букву ы зеленым цветом. (Диктует учитель «раз и раз и» ).

Подчеркните самую правильную букву красным цветом.

Рассмотрите 3-ю строчку. Какие буквы чередуются? (ы , и )

Какие элементы одинаковые в этих словах?

Откуда начинаем писать эти буквы?

Пропишите самостоятельно букву и зеленой ручкой, букву ы – синей. (Учитель помогает ученикам). Подчеркните самую красивую букву ы и букву ы .

Обведем 4-ю строчку. Какую закономерность можно проследить? (буква ы чередуется с точкой). Обведите под счет. (Диктует ученик).

    Закрепление изученного материала.

5. Чтение слогов и слов с буквой ы.

А) Чтение слогов.

Ребята, прочитайте слоги про себя Букварь с.44.

га ги гы

па пи пы

та ти ты

ра ри ры

Прочитайте 1-й столбик. Попробуем договорить эти слоги до слов.

Прочитайте слоги во 2-м и 3- м столбике. Чем они различаются?

ы ? (Твердо).

Как читаются согласные звуки перед и ? (Мягко)

Б) Чтение слов.

Прочитайте первый столбик слов про себя.

Прочитайте первую пару слов. (Тропа – тропы)

Что такое тропа? (Небольшая дорога).

Чем различаются эти слова?

Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? (Буквой а). Подчеркните ее красным цветом.

Первое слово обозначает один предмет, по- другому говорят, что оно стоит в единственном числе.

Какой буквой заканчивается слово, обозначающее много предметов? (Буквой ы). Подчеркните ее красным цветом.

Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что оно стоит во множественном числе.

Прочитайте вторую пару слов. (Гитара- гитары).

Чем различаются эти слова?

Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)

Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)

Подчеркните их красным цветом.

Аналогично проводится работа с другими парами слов: парта-парты, рота-роты, рот-рты, игра-игры, торт-торты, порог –пороги.

Как правильно произносить слово торты? На какой слог падает ударение?

Какой буквой заканчивается слово пороги?

Как вы понимаете слово пороги? (Пороги возле дверей, пороги на реке)

Какой можно сделать вывод?

Какие буквы пишутся в словах, которые стоят во множественном числе?

(На конце слов во множественном числе может быть буква ы или и ).

6. Составление предложений по рисункам.

Каким одним словом можно подписать 1-й рисунок? (Тигр) 2-й рисунок? (Тигры)

Самостоятельно выделите гласные звуки, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Составьте предложение со словом тигры . ( Тигры выступают в цирке ).

7. Игра.

Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.

Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)

Дети изображают охотящегося крокодила.

Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)

Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).

Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.

Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян.

8. Написание слогов. Пропись с.12.

Прочитайте слог на 5- строчке? (ры)

Какие буквы входят в это сочетание?

Какое соединение букв в этом слоге? (Верхнее)

Пропишите букву р и соединение зеленой ручкой, а букву ы припишите синей ручкой.

Подчеркните самый красивый слог.

(Аналогично проводится работа со слогом пы, ты.)

На новой строчке пропишите самостоятельно слоги ры, пы, ты.

Почему согласные звуки в этих словах твердые?

Прочитайте слоги внизу на с.12.

Запишите слоги под мою диктовку .(Па, пы, ти, ро, га, ры)

Проверка.

    Итог урока.

Придумайте слова, в которых есть звук [ы].

Назовите гласные звуки.

Перед какими гласными согласные произносятся твердо, а перед какими мягко?

Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе? Приведите примеры.

    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь»

    О.В.Пронина. Пропись «Мои волшебные пальчики» ч.3.

    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Методические рекомендации для учителя «Уроки обучения грамоте»

Людмила Козлова
Занятие по обучению грамоте с использованием электронных средств обучения «Звук [Ы] и буква Ы»

Программное содержание :

Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником.

Познакомить с гласным звуком «Ы» . Познакомить с условным обозначением гласного звука «Ы» - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Ы» . Дать понятие о том, что звук и буква «Ы» могут находиться в середине, в конце слова. Учить интонационно выделять звук «Ы» в словах. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

1. Звук «У» слайд 2

Назовите предметы. Назовите звук , который слышится в каждом слове.

Назовите слова еще раз, произнося звук «Ы» более протяжно.

Какой это звук ? (Гласный) Почему звук «Ы» гласный? (Произносится плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).

2. Игра «Подскажи словечко» слайд 3 – 4

Подсказать слово в конце каждого стихотворения. Назвать слова – подсказки, интонационно выделяя звук «Ы» . Спросить, есть ли здесь слова, в которых звук «Ы» слышится в начале слова. Скажите детям, что в русском языке нет слов, в названии которых звук «Ы» был бы в начале слова.

3. Игра «Загадки, предметы, схемы» слайд 5

Отгадать загадки.

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день, и ночь стучим, стучим. (Часы)

Был белый дом, чудесный дом.

Вдруг что – то застучало в нем,

И он разбился – и оттуда

Живое выбежало чудо. (Цыпленок)

Она в Африке живёт

И бананы всё жуёт,

Озорная как мальчишка –

Эта ловкая …мартышка.

Найти соответствующую схему.

Назвать слова, в которых два слога.

Назвать слова, в которых три слога.

Назвать слова, в которых звук «Ы» в середине слова, в конце слова.

Уточнить, что в русском языке нет слов, в которых звук «Ы» был бы в начале.

4. Буква «Ы» слайд 6

Акцентировать внимание детей на том, что у буквы «Ы» есть звук «Ы» . Показать детям букву «Ы» и прочитать стихотворение.

5. Физкультминутка. Игра «Мы бегаем кругом» слайд 7

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

6. Схемы слов слайд 8 -9

Еще раз назовите предметы. Покажите соответствующие схемы.

В слове жильё :
1. 2 слога (жи-льё );
2. ударение падает на 2-й слог: жильё

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «жильё »: [жыл❜j❜о́ ].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
ж - [ж] - согл., тверд. (непарн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
и - [ы] - гласн., безударный; ниже см. § 7.
л - [л❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь - [ ] - нет звука
ё - согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[о́ ] гласн., ударный; ниже см. § 23.

5 букв, 5 звуков

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 7

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жила́ , вы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, вы́ шыт❜ , цынк]).

§ 23

§ 23. Буква ё (или буква е в тех случаях, когда над ней возможна постановка двух точек) в начале слова и после гласных обозначает сочетание [йо], т. е. ударяемый гласный [о] с предшествующим [й]: ёлки, ёж, даём, заём (произносится [йо́ лки, йош, дайо́ м, эайом`]). То же обозначает буква ё после ь и ъ: льёт, пьёшь, вьём, муравьём, съёмки (произносится [л❜ йот, п❜ йош, в❜ йом, мурав❜ йо́ м, с❜ йо́ мки и сйо́ мки]).

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).


Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема: Звук [ы], гласная буква Ы.

Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.

Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия ; образцы написания буквы Ы; карточки со словами, слогами; предметные картинки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Актуализация опорных знаний.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем

Дорогой с пути никуда не свернем

Но, чтобы лес нам скорее достичь

Должны мы все знания повторить.
-Вы ребята, не зевайте и скорее отвечайте.

На какие две группы делятся звуки?

Чем отличаются гласные от согласных?
Продолжите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы …

Сколько здесь вокруг чудес!

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем!

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.
- Посмотрите, с дерева листья опали, с новой буквой слоги образовали.

Давайте прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.

Как произносятся согласные звуки перед ы?

Придумайте слова с новой буквой.
- Пойдемте по второй дорожке. Интересно, о каком числе узнаем? У нас ведь не урок математики.

Посмотрите, кто нам встретился на пути?(заяц)

Давайте прочитаем слова в букваре на с.44 и с помощью простого карандаша подчеркнем последние буквы в словах.

Какой вывод можно сделать? (Во множественном числе на конце слов может быть буква ы или и).

А какая еще буква может быть на конце слов во множественном числе, мы узнаем, поиграв в игру «Найди пару».

Я говорю слова в единственном числе, а вы подбираете пару во множественном числе.

Олень-олени

Матрешка-матрешки

Стол-столы

Книга-книги

Окно-окна

Бревно- бревна

На какую еще букву могут оканчиваться слова во множественном числе?

6.Физкультминутка

Ручки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Ручки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
- Сравните прописную и печатную букву ы.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Откройте пропись на с.12., из каких элементов состоит прописная буква ы.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию , чуть не доводя до строки, закругляем до середины буквы, поворот, ведем линию вверх и пишем наклонную линию с закруглением внизу. (письмо буквы)
7.Пальчиковая гимнастика

Мы писали

Мы писали

И опять писать начнем.

Письмо слогов.
Прочитайте слог. Из каких букв состоит слог? Откуда начинаем писать. Подчеркните простым карандашом слог, который лучше всего получился. (аналогичная работа со слогами пы, ты, ры)

Как обозначим согласные звуки в этих словах?(обозначают)

Вот и пройдена нами вторая дорожка.
8. Итог урока

Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке?

С какой буквой познакомились?

Какое число могут иметь слова?

Возвращаемся к камню, продолжим наше путешествие на следующем уроке.

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] - серый жетон.

Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром.

2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] - верни его
в клетку черного цвета. Если нет такого звука - в желтую клетку.

Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса.

3. Третий лишний.

Если в слове нет звука [ы] - это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.

4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.

5. Мишень.

Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы].

6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы].

(Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы.

7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).

8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы].

9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок.

10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]?