Гдз химия 9 практические работы. Получение, собирание и распознавание газов

Практическая работа №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

2 О 2 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl 2 +H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2

Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 4. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н 2 О 2 , в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2Н 2 О 2

2Н 2 О + О 2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

Вещество

реактив

Н 2 SO 4

NaCl

Na 2 SO 4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Н 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H + + Cl -

Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO 3 → НNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO 4 + BaCl 2 → CuCl 2 + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Качественная реакция на катион меди Cu 2+ - взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Вывод:

Практическая работа №3.

Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель: 1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 116-117

Название опыта

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH 4 Cl и гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

рисунок ris1.jpg

Пары воды конденсируются у пробки.

Ощущается запах аммиака.

Быстрое засасывание воды в пробирку.

Появление малиновой окраски.

Са(ОН) 2 + 2NH 4 C1 СаС1 2 + 2NH 3 + 2Н 2 О

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Горлышко пробирки наклонено немного вниз, чтобы капли воды не стекали на более нагретые стенки пробирки, иначе она может треснуть.

Аммиак – газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде, в пробирке создается вакуум.

Среда щелочная.

Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Над поверхностью растворов кислот появляется «белый дым» -кристаллический хлорид и сульфат аммония.

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

NH 3 + H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4

Аммиак активно реагирует с кислотами.

Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Выделяется газ с резким запахом.

Она синеет.

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH →Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Среда щелочная.

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Вывод: Изучили свойства аммиака, научиться получать и распознавать соли аммония.

Практическая работа №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1 . Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO 3 + 2HCl →CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

CaCO 3 + 2H + →Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca 2+ +2HCO 3 -

CO 2 +H 2 O ↔ H 2 CO 3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2 . Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество

реактив

NaCl

Na 2 SO 4

Na 2 CO 3

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО 2

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2NaCl + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель: научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO 4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С 15 Н 32 + 46CuO →15CO 2 + 16H 2 O + 46Cu

CuSO 4 +5Н 2 О→ CuSO 4 ·5Н 2 О

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO 4 . Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO 4 → Fe (OH) 2 → Fe(NO 3 ) 2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н 2 SO 4 →FeSO 4 + Н 2

Fe + 2Н + →Fe 2+ + Н 2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

3.

Осадок растворяется. Уравнения реакций

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO 4 + 2NaOH → Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Ni 2+ + 2OH - → Ni(OH) 2

Осадок растворяется.

Ni(OH) 2 + 2HCl → NiCl 2 + 2H 2 O

Ni(OH) 2 + 2H + → Ni 2+ + 2H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K 2 CO 3 , CuCl 2 , FeCl 2. ↓ голубой студенистый

Fe(OH) 2 ↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО 2

AgNO 3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

KCl + AgNO 3 → KNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl 3 → Fe(OH)

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO 3 ) 3 + 3KCNS → Fe(CNS) 3 + 3KNO 3

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS) 3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH) 3 + 3HCl → FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH) 3 + 3NaOH → Na 3

Fe(OH) 3 + 3OH - 3-

Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4

Fe(OH) 3

бурый

Zn(OH) 2

белый

нет изменений

AgNO 3

Ag 3 PO 4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Zn 2+ + 2OH - → Zn(OH) 2

Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 → 3NaNO 3 + Ag 3 PO 4

3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4

NaBr + AgNO 3 → NaNO 3 + AgBr↓

Ag + + Br - → AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.


Практическая работа №1

Вариант №1

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 , серная кислота Н 2 SO 4

MgSO 4 – MgCl 2 – Mg(OH) 2 - MgSO 4

Уравнения реакций

Наблюдения

MgSO 4 +

Mg 2+ + SO 4 2- +

MgCl 2 +

Mg 2+ + 2Cl - +

Mg (OH ) 2 +

Вывод:

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Вариант 2

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работ ы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок

Реактивы : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , серная кислота Н 2 SO 4

CuSO 4 –Cu(OH) 2 – CuO – Cu SO 4

Уравнения реакций

Наблюдения

CuSO 4 +

Cu (OH ) 2

CuO +

Вывод:


«Практическая работа №2»

Практическая работа №2

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы:

Вариант 1

Задание 1.

Уравнения реакций

Наблюдения

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2

Уравнения реакций

Наблюдения

Al (OH ) 3 + НCl =

Al (OH ) 3 + NaOH =

Вывод:

Задание3.

Уравнения реакций

Наблюдения

CaCl 2 +

CaCl 2 +

Вывод:

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. .

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : AlCl 3 , NaOH , HCl , FeSO 4 , BaCl 2 , K 3 .

Вариант 2

Задание 1. Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.

Уравнения реакций

Наблюдения

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2 . Исследование свойств, полученного Al (OH ) 3 .

Уравнения реакций

Наблюдения

Al (OH )3 + НCl =

Al (OH ) 3 + NaOH =

Вывод:

Задание3. Доказать качественный состав FeSO 4

Уравнения реакций

Наблюдения

FeSO 4 + K 3 =

FeSO 4 +

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3»

Практическая работа №3

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : NaOH , K 2 CO 3 , BaCl 2 , индикаторная бумага, H 2 SO 4 , алюминиевая пудра.

Вариант №1

Ход работы

Задача1 . Определить в какой пробирке находится каждое из веществ: NaOH , K 2 CO 3 , BaCl 2 .

Наблюдаем:…

Вывод:

2.Определим индикаторной бумагой пробирку в которой находится щелочь:

Пробирка №1- цвет: …

№2- цвет: …

№3- цвет: …

Вывод: в пробирке № … находится щелочь.

3.Приливаем в пр № … H 2 SO 4

(.).

Вывод: в пробирке № … находится……..

Задача2. Получить NaAlO 2 из Al .

1.Добавим в пробирку с алюминиевой пудрой избыток щелочи:

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы .)

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : научиться опытным путем определять и получать вещества.

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : Na 2 SO 4 , CaCO 3 , KCl , BaCl 2 , HCl , железные опилки.

Вариант №2

Ход работы

Задача1 . Определить в какой пробирке находится каждое из веществ: Na 2 SO 4 , CaCO 3 , KCl .

1. Приливаем в каждую пробирку Н 2 О.

Наблюдаем растворение веществ:…

Вывод: в пробирке № … находится ……..

2.Добавим в пробирку HCl :

(Наблюдение, уравнения реакций.)

Вывод: в пробирке № … находится ……..

3.Приливаем в пр № … BaCl 2

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Вывод: в пробирке № … находится ……..

Задача2 . Получить FeCl 2 из Fe .

Добавим в пробирку с железными опилками HCl :

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы .)

Результаты оформить в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4»

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : закрепить теоретические знания качественных реакций на практике.

Оборудование: штатив с пробирками, чашка для выпаривания, спиртовка.

Реактивы : индикатор фенолфталеин, AgNO 3 , BaCl 2 , NaOH , H 2 SO 4 , HCl , NaCl , KI , ZnSO 4 .

Ход работы

Задание 1. Определить в какой пробирке находится, каждое из веществ: NaOH , H 2 SO 4 , HCl .(стр.147 №4).

Вывод: пробирке №… находится …..

Задание2. Привести качественные реакции для веществ: NaCl , KI , ZnSO 4 .(стр.147 №6).

Вывод: качественными реактивами на ионы ….. являются ……

Задание 3. Получить из CuO , CuSO 4 , и CuSO 4 ∙5H 2 O .(стр147 №7).

Вывод:

Результаты оформить в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5»

Практическая работа №5

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : NH 4 Cl, NaOH, HCl, CaCO 3 , AgNO 3 , BaCl 2 , Na 2 SO 4 , K 2 CO 3 , Na 2 SiO 3

Вариант 1

Ход работы

Задание 1 . Докажите опытным путем, что состав хлорида аммония входят Cl - и NH 4 +

Вывод:

Задание 2 Na 2 SO 4 , K 2 CO 3 , Na 2 SiO 3 . Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вывод:

Результаты оформить в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : научиться опытным путем определять качественный состав вещества.

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : NH 4 Cl, NaOH, HCl, CaCO 3 , AgNO 3 , BaCl 2 , ZnCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SiO 3

Вариант 2.

Ход работы

Задание 1 . Докажите опытным путем, что состав сульфата аммония входят SO 4 2- и NH 4 + ионы. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вывод:

Задание 2 . В пробирках находятся кристаллические вещества: ZnCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SiO 3 , Определите, какое вещество находится в каждой пробирке Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вывод:

Результаты оформить в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №6»

Практическая работа №6

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : научиться опытным путем получать, собирать и распознавать углекислый газ

Оборудование : штатив с пробирками, лучинка, спички

Реактивы : HCl , CaCO 3 .

Вариант 1.

Ход работы

1. Провести опыт получения СО 2

Наблюдения:

2. Составить уравнение реакции, получения СО 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

4. Привести наблюдения на распознавание СО 2

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции и выводы

Вывод:

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : научиться опытным путем получать, собирать и распознавать водород.

Оборудование : штатив с пробирками, спички.

Реактивы : HCl , цинк

Вариант 2.

Ход работы

1.Провести опыт получения Н 2

Наблюдения

2. Составить уравнение реакции, получения Н 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

3. Дать характеристику реакции (обратимость, эндо- экзотермичность, соединения – разложения и т.д.)

4. Привести наблюдения на распознавание Н 2

Оформить результат в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции и выводы

Вывод:

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : научиться опытным путем получать, собирать и распознавать кислород.

Оборудование : штатив с пробирками, спички, лучинка.

Реактивы : КМпО 4

Вариант 3.

Ход работы

1.Провести опыт получения О 2

Наблюдения

2. Составить уравнение реакции, получения О 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

3. Дать характеристику реакции (обратимость, эндо- экзотермичность, соединения – разложения и т.д.)

4. Привести наблюдения на распознавание О 2

Оформить результат в виде таблицы:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции и выводы

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практ 2 изменена»

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав CaCO 3 .

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы: AlCl 3 , NaOH , HCl , CaCL 2 , AgNO 3 , Na 2 СО 3

Вариант 1

Ход работы

Задание 1. Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.

б) к NaOH добавьте AlCl 3

Задание 2 . Исследование свойств, полученного Al (OH ) 3 .

б) Al (OH ) 3 + NaOH =

Задание3. Доказать качественный состав CaCL 2

Проведите опыт: а) CaCl 2 + ……

б) CaCl 2 + ……..

сделайте вывод, результаты занесите в таблицу:

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы: AlCl 3 , NaOH , HCl , FeSO 4 , BaCl 2 , K 3 .

Вариант 2

Ход работы

Задание 1. Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.

Проведите опыт: а) к AlCl 3 добавьте NaOH

б) к NaOH добавьте AlCl 3

Сделайте вывод, результаты занесите в таблицу:

Задание 2 . Исследование свойств, полученного Al (OH ) 3 .

Проведите опыт: а) Al (OH ) 3 + НCl =

б) Al (OH ) 3 + NaOH =

сделайте вывод, результаты занесите в таблицу:

Задание3. Доказать качественный состав FeSO 4

Проведите опыт: а) FeSO 4 + K 3 =

б) FeSO 4 + ……..

сделайте вывод, результаты занесите в таблицу:

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

В данном приложении находятся инструкции практических работ для учащихся 9-х классов.


«Практическая работа №1 - 9 кл»

Практическая работа №1

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав CaCO 3.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы:

Вариант 1

Задание 1.

Уравнения реакций

Наблюде-ния

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2

Уравнения реакций

Al (OH )3 + НCl =

Al (OH )3 + NaOH =

Вывод:

Задание3. Доказать качественный состав CaCL 2

Уравнения реакций

CaCL 2 +

CaCL 2 +

Вывод:

Практическая работа №1

Получение соединений металлов и изучение их свойств

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав FeSO 4.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : AlCl 3, NaOH , HCl , FeSO 4, BaCl 2, K 3.

Вариант 2

Задание 1. Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.

Уравнения реакций

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2 . Исследование свойств, полученного Al (OH )3.

Уравнения реакций

Al (OH )3 + НCl =

Al (OH )3 + NaOH =

Вывод:

Задание3. Доказать качественный состав FeSO 4

Уравнения реакций

FeSO 4 + K 3 =

FeSO 4 +

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 - 9 кл»

Практическая работа №2

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы

Вариант 1: MgSO 4 – MgCl 2 – Mg (OH ) 2 - MgSO 4

Уравнения реакций

MgSO 4 +

Mg 2+ + SO 4 2- +

MgCl 2 +

Mg 2+ + 2Cl - +

Mg (OH ) 2 +

Вывод:

Практическая работа №2

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работ ы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , соляная кислота HCl , Fe (скрепка).

Вариант 2: CuSO 4 –Cu (OH ) 2 – CuO – Cu

Уравнения реакций

CuSO 4 +

Cu (OH ) 2

CuO +

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3 - 9 кл»

Практическая работа №3

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование:

Реактивы

Ход работы

Задание 1.

Задание2. 4 .

Задание 3.

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Закрепить теоретические знания качественных реакций на практике.

Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, держатель, спиртовка.

Реактивы : Индикатор фенолфталеин, AgNO 3 , BaCl 2 , NaOH , H 2 SO 4 , HCl , NaCl , KI , ZnSO 4 .

Ход работы

Задание 1. Определить в какой пробирке какое из веществ находится NaOH , H 2 SO 4 , HCl .

Задание2. Привести качественные реакции для веществ NaCl , KI , ZnSO 4 .

Задание 3. Получить из CuO , Cu SO 4 , и CuSO 4 ∙5H 2 O .

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5 -9 кл»

Практическая работа №5.

Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств.

Цель работы: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Оборудование: ________________________________________________________________

Реактивы:

Название

Химическая формула

Соляная кислота

Известковая вода

Карбонат натрия

Меры предосторожности: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы: Оформите результаты работы в виде таблицы

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнение химической реакции

(в молекулярном, полном, сокращённом ионном виде)

Получение углекислого газа и изучение его свойств

CaCO 3 + HCl =

H 2 O + CO 2 ↔

Н 2 CO 3 + Ca(OH) 2 =

Опыт №2. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

CO 2 + Ca(OH) 2 =

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O ↔

Ca(HCO 3 ) 2 t˚C →

Опыт №3. Распознавание карбонатов

Na 2 CO 3 + HCl =

Вывод (заполните пропуски ):

Оксид углерода (IV ) в лаборатории можно получить________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обнаружены следующие свойства CO 2:

Физические __________________________________________________________________________Химические __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

При пропускании углекислого газа через известковую воду сначала образуется _____________ карбонат кальция, который ________________ в избытке углекислого газа.

Гидрокарбонат кальция термически ____________________, при нагревании _______________ с образованием ______________________.

Все карбонаты могут вступать в реакцию с ________________ кислотами с образованием _________________, эта реакция является __________________________________________________________________________________.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4 -9 кл»

Практическая работа № 4.(9 класс)

Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель: Получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Оборудование и реактивы:

Инструкция к выполнению практической работы.

Повторите по учебнику вопросы: получение и свойства аммиака, аммиачной воды и солей аммония. После этого приступайте к работе.

Опыт №1. Получение аммиака .

Соберите прибор для получения аммиака.

В фарфоровую чашечку насыпьте четыре лопаточки хлорида аммония и две лопаточки гидроксида кальция. Смесь перемешайте лопаточкой и насыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки со смесью). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака и отверстие её закройте ватным тампоном.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка прогрейте (2-3 движениями пламени), а затем нагревайте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную раствором соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков химический состав образующихся твёрдых частиц (дыма)? Напишите уравнение реакции.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, осторожно снимите с газоотводной трубки, держа её вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с неё пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда.

Ответьте на вопросы

1. Почему пробирку со смесью веществ для получения аммиака нужно укреплять в лапке штатива наклонно с приподнятым дном?

2. Почему аммиак собирают в перевёрнутую вверх дном пробирку? Какие ещё газы можно собирать таким способом?

3. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержатся гидроксид-ионы?

С полученным водным раствором аммиака проделайте следующие опыты.

Изучение свойств водного раствора аммиака

Опыт № 1. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменится окраска раствора? Чем вызвано это изменение?

Опыт № 2. Налейте в пробирку 2-3мл водного раствора аммиака. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина и приливайте по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции.

Составьте отчёт о работе. Сделайте вывод.

Название опыта.

Наблюдения. Рисунки.

Уравнения реакций

Все видеоопыты по данной работе можно посмотреть на сайте Цифровые образовательные ресурсы.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 9 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 9 класс

Название работы

Оборудование и реактивы

Получение соединений металлов и изучение их свойств

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы: AlCl 3, NaOH , HCl , CaCL 2, AgNO 3.

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 .

Подгруппа кислорода

Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, держатель, спиртовка.

Реактивы : Индикатор фенолфталеин, AgNO 3 , BaCl 2 , NaOH , H 2 SO 4 , HCl , NaCl , KI , ZnSO 4 .

Получение аммиака и изучение его свойств

Оборудование и реактивы: спиртовка, металлический штатив, пробка с газоотводной трубкой, лопаточка, фарфоровая чашечка, стеклянная палочка, 5 пробирок, ватный тампон, кристаллизатор, наполненный наполовину водой, фенолфталеиновая бумажка; хлорид аммония, гидроксид кальция, раствор аммиака (1%), раствор серной кислоты (1:5), раствор соляной кислоты (1:3).

Получение углекислого газа, изучение его свойств

Оборудование : штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой

Реактивы : мрамор, соляная кислота, известковая вода, карбонат натрия

9 класс. Практическая работа № 1. ПОЛУЧЕНИЕ АМФОТЕРНОГО ГИДРОКСИДА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО СВОЙСТВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Получение гидроксида алюминия. В пробирку налить небольшое количество хлорида алюминия и по каплям прилить к нему гидроксид натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Опыт проделать трижды. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Взаимодействие с кислотами. К гидроксиду алюминия аккуратно по каплям прилить раствор азотной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Взаимодействие со щелочами. К гидроксиду алюминия аккуратно по каплям прилить гидроксид натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Разложение нерастворимых гидроксидов. Аккуратно прогрейте пробирку с гидроксидом алюминия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место.

9 класс. Практическая работа № 1. ПОЛУЧЕНИЕ АМФОТЕРНОГО ГИДРОКСИДА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО СВОЙСТВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О Р У Д О В А Н И Е. 3 пробирки, асбестовая сетка, колпачок, спички, стакан для мусора, горючее, пробиркодержатель, AlCl3, NaOH, HNO3.

9 класс. Практическая работа № 2. РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Распознавание Na+ На медной проволочке в пламени горелки прогреть кристалличес­ кую соль хлорида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Распознавание Са2+ В пробирку налить раствор хлорида кальция и прилить к нему раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Распознавание Ва2+ В пробирку налить раствор хлорида бария и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Распознавание Аg+ В пробирку налить раствор соляной кислоты и прилить к нему каплю нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 5. Распознавание Al3+ В пробирку налить раствор хлорида алюминия и прилить к нему по каплям раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 6. Распознавание Fe2+ В пробирку налить раствор хлорида железа (II) и прилить к нему раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 7. Распознавание Fe3+

В пробирку налить раствор хлорида железа (III) и прилить к нему раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место. 9 класс. Практическая работа № 2. РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О Р У Д О В А Н И Е. 6 пробирок, медная проволочка, асбестовая сетка, горючее, колпачок, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, NaCl (крист.), CaCl2, Na2CO3, BaCl2, H2SO4, AgNO3, HCl, AlCl3, NaOH, FeCl2, FeCl3.

9 класс. Практическая работа № 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ ПУТЁМ ЦЕПОЧЕК ПРЕВРАЩЕНИЙ. 1 вариант. CuSO4  Cu(OH)2  Cu(NO3)2  CuO Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, CuSO4, NaOH, HNO3. 2 вариант. AlCl3  Al(OH)3 Al2(SO4)3  Na Реактивы и оборудование: 3 пробирки, AlCl3, NaOH, H2SO4. 3 вариант. FeSO4  Fe(OH)2  FeO  FeCl2 Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, FeSO4, NaOH, HCl. 4 вариант. Fe2(SO4)3  Fe(OH)3 FeCl3

 Fe2O3 Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, Fe2(SO4)3, NaOH, HCl. 9 класс. Практическая работа № 8. РАСПОЗНАВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ АНИОНОВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Распознавание Cl­­ К раствору хлорида натрия прилить небольшое количество нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Распознавание SO4 В пробирку налить раствор сульфата натрия и прилить к нему раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Распознавание СО3 В пробирку налить раствор карбоната натрия и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Распознавание РО4 В пробирку налить раствор фосфата натрия и прилить к нему каплю нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 3­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 5. Распознавание SiO3 В пробирку налить раствор силиката натрия и прилить к нему по каплям раствор серной кислоты.. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­

Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 6. Распознавание I­­ В пробирку налить раствор иодида натрия и прилить к нему раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 7. Распознавание Br­­ В пробирку налить раствор хлорида бромида натрия и прилить к нему раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ­­ ОПЫТ 8. Распознавание NO3 В пробирку налить небольшое количество нитрата натрия и прилить к нему небольшое количество концентрированной серной кислоты и медь. Аккуратно подогрейте пробирку. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 9. Распознавание S2­­ В пробирку налить раствор сульфида натрия и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 10. Распознавание ОН­­ На индикаторную бумажку капнуть каплю гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место.

9 класс. Практическая работа № 8. РАСПОЗНАВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ АНИОНОВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О У Д О В А Н И Е. 9 пробирок, индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, асбестовая сетка, горючее, спички, стакан для мусора, колпачок, пробиркодержатель, NaCl, Na2SO4, Na2CO3, Na3PO4, Na2SiO3, NaI, NaBr, NaNO3, Na2S, NaOH, AgNO3, BaCl2, H2SO4, H2SO4 (конц.), Cu.

9 класс. Практическая работа № 9. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. Опыт 1. Получить нитрат меди (II) двумя различными способами. Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опытов оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Опыт 2. Доказать качественный состав кислот: 1 вариант: соляная кислота 2 вариант: серная кислота 3 вариант: фосфорная кислота. Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опыта оформить в таблицу.

Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Опыт 3. Практическим путём осуществить цепочку превращений: Mg Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опытов оформить в таблицу. Mg(OH) MgCl Mg(NO 3)2 → 2 → → 2 Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы  Сделать заключительный вывод по работе.  Убрать рабочее место. 9 класс. Практическая работа № 9. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. О Б О Р У Д О В А Н И Е И Р Е А К Т И В Ы. CuO, HNO3, CuCl2, NaOH, Mg, HCl, 1 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, AgNO3. 2 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, BaCl2, H2SO4. 3 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, AgNO3, H3PO4.

Описание материала : Представлены разработки всего практического курса по химии в 9 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления практических работ с возможными ответами учеников, инструктивные карточки к практическим работам. Каждая практическая работа сопровождается правилами техники безопасности. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.

Список использованной литературы:

1. Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. - М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: Аркти, 2002.

3. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2007.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3