Как распознать и избежать промывания мозгов. Феномен оранжевых-бархатных революций в контексте эволюции сознания и политтехнологий(продолжение) Усиливать чувство собственной вины

Если Вы не задумываетесь о промывании мозга, а строите себе на даче дом и хотите провести там всё лето, то зайдите сюда и посмотрите какие тенты и навесы предлагает сайт tentony.ru

Термин «промывание мозгов» изобрёл журналист Эдвард Хантер во время Корейской войны для описания методики «перевоспитания», которую китайцы применяли по отношению к американским военнопленным. С тех пор данное понятие стало ассоциироваться с культами, которые очень часто использовали комбинацию психологических методов для того, чтобы держать в повиновении своих членов. По словам психолога Маргарет Сингер, в США насчитывается около 2,5 миллионов людей, которые являются членами культов, основанных на методах промывания мозгов.

Тем не менее, идея промывания мозгов всегда была противоречивой. Хантер был связан с разведывательным ведомством, поэтому было выдвинуто предположение, что ЦРУ популяризировало термин для того, чтобы объяснить гражданам страны стремительный рост популярности коммунизма того времени.

Песнопение

Песнопение является неотъемлемой частью многих мировых религий. Когда люди произносят одни и те же слова в унисон, их голоса сливаются в хоровое песнопение, от чего внутри возникает ощущение единства и групповой идентичности. Это, наряду с известными эффектами пения (снижение сердцебиения и релаксация), может заставить рассматривать опыт поклонения группы как нечто положительное.

Однако в культах постоянное повторение коротких текстов способно одурманить человека и ввести его в состояние транса. Повышенная внушаемость – отличительная черта такого состояния.

Повторяемые и длительные гипнотические индукции способны влиять на способность человека принимать решения и критически оценивать новую информацию, а продолжительные лекции и песнопение, используемые большинством культов, служат для изменения сознания.

Изоляция

В 1977 году Джим Джонс и около 1000 членов религиозного движения «Храм народов» решили переехать в изолированную коммуну в Гайане. 400-километровая полоса джунглей отделяла их от посольства США в Джорджтауне (столица Гайаны). Такая изоляция помогла последователям «Храма народов» отстраниться от ценностей внешнего мира. Джонс воспользовался этим, чтобы установить собственный ужасающий режим. Людей, которые сомневались в Джонсе, вводили в медикаментозную кому, пугали змеями, спускали на ночь в колодцы и так далее.

Изоляция оказалась действенным методом воздействия на последователей культа «Храм народов». Поскольку члены движения находились далеко от дома и подвергались жестоким наказаниям за непослушание, им ничего не оставалось делать, как следовать безумной логике Джонса, даже если это вызвало у них чувство неудовлетворённости и дискомфорт.

Зависимость и страх

Похищение Патрисии Херст (внучка Уильяма Рэндольфа Херста, американского миллиардера и газетного магната) членами Симбионистской армии освобождения, произошедшее в 1974 году, является классическим примером промывания мозгов при помощи зависимости и страха. Херст быстро превратилась из молодой светской львицы в грабительницу банка и стала членом террористической организации.

После того как девушку похитили, её заперли в комнате, где она подвергалась физическому и сексуальному насилию. Члены Симбионистской армии освобождения имели полный контроль над жизнью Херст. Зависимость от похитителей привела к возникновению хорошо известного Стокгольмского синдрома. Через несколько месяцев Херст уже была идеологически преданным членом организации и даже приняла участие в ограблении банка в Сан-Франциско.

После того как Херст была арестована, сторона обвинения отказалась признавать то, что её подвергли промыванию мозгов. Девушку приговорили к семи годам лишения свободы. Однако спустя два года президент Картер смягчил ей приговор на основании «унижающего достоинство обращения», которое она терпела после похищения.

Педагогика активности

Как учитель поощряет хорошее поведение и конформизм своих учеников? Ответ часто предполагает включение физической активности или спорта в процесс обучения. После активных игр или бега подуставшие дети менее подвержены желанию спорить и вызывать проблемы. Осознав суть данного феномена, создатели некоторых культов задались целью втянуть своих последователей в утомительную деятельность, чтобы иметь возможность контролировать их.

Педагогику активности и просто спорт отличает то, что режим или культ использует в своих корыстных целях повышенное настроение и чувство групповой идентичности, возникающие после физической активности.

Лишение сна и усталость

Сочетание сенсорной перегрузки, дезориентации и лишения сна негативно сказывается на нашей способности принимать правильные решения. Корпорацию "Amway" неоднократно обвиняли в том, что она плохо обращается со своими дистрибьюторами, лишая их отдыха в выходные дни, во время которых они до раннего утра прослушивают лекции в режиме «нон-стоп», а в коротких перерывах – громкую музыку в аккомпанементе с мигающими огнями.

Создатели культов часто используют в сочетании с лишением сна специальные диеты, содержащие пониженное количество белка и других важных питательных веществ. Как результат, члены культа всегда чувствуют себя уставшими и не способны противостоять диктату культовой идеологии.

Критика и самокритика

Во время Корейской войны американские солдаты, попавшие в плен к китайцам, подвергались сеансам «критики и самокритики», во время которых они должны были осуждать своих товарищей, обсуждать собственные ошибки и выражать неуверенность по поводу эффективности капитализма в США. Поначалу военнопленные не воспринимали эти сессии всерьёз. Однако со временем они начали в действительности сомневаться в своём патриотизме и необходимости войны.

Несмотря на некоторые ограниченные успехи, методы промывания мозгов, используемые во время Корейской войны, в целом были не особо эффективными. В конце войны всего 23 американских военнопленных отказались от репатриации. Китайцы перестали использовать метод критики и самокритики за год до окончания Корейской войны.

Бомбардировка любовью

Суть метода «Бомбардировка любовью» заключается в том, что новых или потенциальных членов культа некоторое время щедро одаривают вниманием и окружают заботой. Термин возник благодаря представителям религиозного движения «Дети Бога» и «Церкви Объединения».

Речь идёт о банальной социальной психологии, согласно которой мы склонны отвечать взаимностью на доброту и благородство других. Притворная любовь, поддержка и дружба, проявляемая по отношению к определённым членам культа, предназначена для создания чувства долга, вины и обязательства.

Люди попадают в культы через процесс «размораживания и повторного замораживания». На этапе размораживания потенциальный член культа начинает отказываться от своих старых убеждений и становится открытым к новым идеям. Во время стадии повторного замораживания культ укрепляет в нём это новое мировоззрение. Бомбардировка любовью является ключевым элементом этапа повторной заморозки – новички, которые принимают философию культа, вознаграждаются объятиями и комплиментами.

Мистическая манипуляция

Большинство культов основываются на «мистическом манипулировании», которое заключается в осуществлении лидерами культа контроля над обстоятельствами или информацией, чтобы создать впечатление, будто они обладают сверхъестественной мудростью, божественной милостью или магическими силами. Иными словами, религиозные лидеры позиционируют себя как безгрешных посланников Бога, чьё мнение всегда является верным и правильным, и поддерживают это посредством головокружительных трюков и чрезвычайных ухищрений.

Джордж Роуден, один из претендентов на роль лидера религиозной секты «Ветвь Давидова» (его соперником был Дэвид Кореш), эксгумировал труп, который он хотел вернуть к жизни, чтобы показать свои «некромантические способности». Он предложил своему сопернику сделать то же самое, однако Кореш заявил на него в полицию.

Полиция попросила предоставить его убедительные доказательства. Когда Кореш вместе со своими дружками попытался проникнуть в здание, где Роден держал труп, завязалась перестрелка.

Сам Кореш приписывал себе сверхъестественные способности и доказывал их своим последователям при помощи постановочных трюков.

Злоупотребление судовыми исками

Одержимые властью регулярно подают иски в суд на любого, кто публично критикует их, какой бы банальной ни была критика. Конечно, они могут позволить себе проиграть дело, в то время как обычный человек, подавший иск, часто оказывается неплатёжеспособным. Они просто не способны организовать эффективную юридическую контратаку.

Более того, большинство журналистов боятся осуждать культы из-за постоянной угрозы судебного иска. В 2003 году исследователю Рику Россу удалось получить в свои руки выдержки из документов, принадлежащих NXIVM, организации по самосовершенствованию, которую обвиняют в культовой деятельности. Росс распространил эти отрывки в сети, за что на него подали в суд. Сотрудники, которые покинули NXIVM, также столкнулись с кучей судебных исков.

Саентологи также известны использованием необоснованных судебных исков в качестве давления на оппонентов. Рон Хаббард написал в 1967 году: «Среди критиков саентологии нет ни одного человека, у которого не было бы криминального прошлого». Судебные иски используются для того, чтобы заставить критиков замолчать.

Владельцы американской кабельной и спутниковой телевизионной сети HBO наняли 160 адвокатов, которые должны были представлять их интересы в случае, если бы саентологи подали на них в суд после выхода документального фильма «Наваждение» (2015 год). Церковь, в свою очередь, устроила «жёсткую» кампанию против людей, которые снялись в фильме, и режиссёра Алекса Гибни.

Клише, ограничивающие мышление

Современное Западное общество, через поп-культуру прибегает к «клише, ограничивающим мышление», чтобы добиться власти и полного контроля над людьми. Посредством этих клише «самые серьёзные и сложные проблемы человека превращаются в краткие, сильно упрощённые, категорические фразы». Современные клише просто ограничивают человеческое мышление.

В 1949 году Джордж Оруэлл написал роман «1984», в котором деспотичное правительство создало язык «Новояз» с целью подавления способности мыслить иначе. Современное общество разработало набор фраз, и пользуется им, чтобы примитивизировать понятия и соответственно мышление.

До наших дней самым известным примером клише, ограничивающих мышление, являются фразы, которые говорил на суде нацистский чиновник Адольф Эйхман. В своей знаменитой книге об Эйхмане и «банальности зла» писательница Ханна Арендт пишет, что лидер СС часто употреблял в своей речи штампы и клише. Эйхман повторял, что хотел бы «заключить мир со своими бывшими врагами». Однако Арендт пришла к выводу, что фраза не имела смысла, поскольку он совершенно не понимал масштабы своих преступлений. Арендт утверждает, что во время войны «немецкое общество, состоявшее из восьмидесяти миллионов человек, было ограждено от реальности самообманом, ложью и глупостью».

Людям всё время промывают мозги – так происходит сейчас, так было и сто лет назад. Всегда находились ловкие манипуляторы, которые умудрялись задействовать все возможные психологические механизмы, чтобы поколебать мнение, подвигнуть к определённым действиям или внедрить в головы других людей конкретные убеждения.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера "Промывание мозгов в красном Китае".

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

8. Страх

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает, но цель нашей пенитенциарной системы - не ликвидация преступности, а получение контроля над ней.

Перевод с немецкого мой.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Моя любимая тема в социологии – рефлексия, а её частный случай – замыкания жизненных ситуаций на себя (когда обстоятельство может стать причиной и следствием самого себя, скажем, в варианте ) и, как вариант замыкания, когда некая критика идеи используется для осуществления самой же идеи. Сегодня у нас идея манипуляции и промывки мозгов.

Обычно картинка сопровождается некоторым текстом вроде такого:

По радио объявляют, что дважды два — пять. Ты удивляешься.
Потом президент подтверждает в прямом эфире, что дважды два — пять, приводя мутные и никому не понятные доказательства. Ты возмущаешься.
Затем ты выходишь на улицу и говоришь, что дважды два — четыре. За это тебе дают по голове специально обученные люди с дубинками, потом отвозят в отделение по контролю за арифметикой и с помощью дубинок доходчиво объясняют, что дважды два — пять. Ты выходишь оттуда просветлённый и уверовавший.
Примерно так и функционирует любое демократическое государство.

Чисто эмоционально кажется, что «да, так оно и есть», или «всё правда, они нас обманывают, внушают нам лажу», или «об этом ещё Оруэлл написал в своей знаменитой антиутопии». На этом поток мыслей у обычного человека завешается – и он листает умные картинки дальше, задерживаясь над каждой не более 5-10 секунд.

Давайте задержимся хотя бы на одну минуту и обнаружим в приведённой цитате и сопровождающей картинке плохой смысл, то есть скрытую попытку манипуляции.

— Во-первых, само по себе знание некоторого частного факта (например, о том, что 2+2=4 или любого другого, даже более сложного), совершенно никак не влияет на способность человека к самостоятельному мышлению, к тому, насколько правильной будет его жизнь, насколько хорошо он будет понимать действительность и насколько вообще он будет хорошим человеком. Здесь же нам внедряют мысль о том, что сам по себе факт что-то значит и почему-то очень плохо, когда он подменяется другим фактом – и нужно непременно выйти на улицу, чтобы озвучить другой, более правильный по мнению озвучивающего факт (безотносительно его интерпретации). Например, вот вам ещё одна полезная истина, о которой вам не расскажет государство: «Свинья не в состоянии смотреть в небо». Ну вот, зная это, вы должны ощутить приступ просветления, ведь 90% людей не знают этого факта, а вы знаете. Ваша жизнь улучшилась, уже сейчас порывы доброты разрывают вас изнутри… Правда? Кстати, я соврал, этот весьма распространённый в интернете факт является ложью. Причём даже не нужно иметь свинью, чтобы это проверить, а достаточно лишь знать форму Земли и поглядеть на фотографии свиней с не опущенной головой.

— Во-вторых, здесь нам умышленно внушают, будто массовый факт (2+2=5) неправильный, а единичный факт (2+2=4) правильный. Если внимательно наблюдать за людьми, то мы заметим, что в жизни-то как раз всё наоборот. Отдельные «уникальные» личности чаще всего ошибаются, но выдают свои ошибки за истину, до которой человечество, якобы, ещё не доросло. Однако этих людей вот так вот ловят и исправляют дубинками. Они выставляются как борцы за истину и справедливость, а у обывателя складывается впечатление, что они действительно говорят правильные вещи. То есть в этой цитате намеренно сделано так, что одиночный человек говорит правду, а его за это бьют, тогда как в жизни чаще всего бьют не за правду, а за бред, причём за очень назойливый и одиозный. В жизни-то как раз этот одинокий страдалец на картинке орёт, что 2+2=5. Вот такое переворачивание типичной ситуации порождает в голове обывателя мысль о том, что государство борется именно с борцами за правду, тогда как при внимательном рассмотрении, оно борется далеко не только с ними, а значительную часть сил оно как раз тратит на более конструктивную деятельность. Но обывателю это не важно, ему нужно «разоблачить» кого-нибудь, почувствовать себя важным, умным, знающим «истинные причины всего».

— В-третьих, этой историей, заключённой в цитате, вам дурят голову. Демократическое государство устроено на совершенно иных принципах, не имеющих отношения к прямому подавлению личных свобод человека. Да, в отдельных случаях, если возникает необходимость, такая свобода подавляется силой, но в значительной части случаев это делается иначе: методами более хитрой манипуляции (например, с помощью ), путём внушения человеку определённых ценностей, путём убеждения человека в правильности той или ной позиции. Это делается не дубинкой, это делается через психологию падкого на глупости обывателя. Даже сама эта цитата, которую мы разбираем – это пример внушения. У обывателя, прочитавшего это и посмотревшего картинку, складывается ложное понимание методов манипуляции и ложное понимание принципов работы государства по отношению к нему. Также параллельно внедряется ложное представление о демократии. Удовлетворённый тем, что знает всю правду о методах манипуляции, наш обыватель потом пойдёт и купит , послушав . И будет думать, что нагнул систему 🙂

— В-четвёртых, после просмотра этой картинки у человека с обыденным сознанием складывается ощущение, будто он в состоянии охватить своим обыденным умом то, как его нагибают. Разумеется, он знает, что картинку и цитату нельзя понимать буквально, разумеется, никаких дубинок нет, бьют не дубинками, а определёнными формами ограничения свободы и вовсе не за прямые высказывания, а вообще за любое «неугодное» поведение. Но нет, даже если интерпретировать всё образно, отыскать здесь «скрытый смысл», то от большинства людей ускользнёт тот факт, что вся эта дурь просто уводит его в сторону. Ему этой фразой внушили, будто бы он – не владея даже основами социологии, психологии, философии, религии, логики, политики, математики и многих других (строго необходимых для социального лесничества) областей науки – в состоянии понять методы манипуляции и эффективно им противостоять. Как же он будет это делать? А картинка не даёт ответа на этот вопрос. Поэтому он никак и ничего делать не будет, он будет только знать о том, «как работает демократия», а через некоторое время у него сложится впечатление, что «демократия – это плохо». Вот и всё, что останется у него в голове от просмотра картинки. Он будет думать, что знает, как им управляют, а на самом деле, он этого знать не может. Но для манипулятора это хорошо, когда человек уверен, что им не манипулируют, потому что именно такими людьми манипулировать проще всего .

— В-пятых, в приведённой цитате встроено ложное представление о людях: они пассивны, они не могут противостоять власти, когда та неверно совершает свои обязанности, а тех, кто проявляет активность, перевоспитывают. Кажется, что ничего безобидного в этой мысли нет, ведь она отражает правду. Однако правда может иметь зомбирующий эффект: если показывать только негативную правду, человек будет склоняться к плохому, а если позитивную, то к хорошему. Именно так – на этом эффекте — работает, например, воспитание детей. Так вот, человек, согласившийся с этой цитатой (даже в её переносном смысле), автоматически (и безальтернативно) соглашается с тем, что люди не могут бороться с неправильной властью, что нужно обязательно сразу возмущаться, когда большинство заблуждается, и в качестве протеста нужно говорить правду людям на улице, а не предлагать конструктивные методы самим управленцам на местах, а также что любые попытки высказывать мнение против системы будет караться принудительным перевоспитанием и что сделать с этим ничего нельзя.

Разумеется, всё это проходит прямиком в подсознание. Почему? Потому что без осмысления цитаты и картинки критически, мысль принимается подсознанием как есть (как в НЛП), а именно так – не критически – на неё будет смотреть большинство людей, которые просто листают «вконтактик», задерживая взгляд на каждой цитате и картинке не более нескольких секунд.

Казалось бы, вас этими картинками учат противостоять методам манипуляции, разоблачая то, как вами манипулируют, а на самом деле этим способом вами манипулируют ещё сильнее. Прочитали мою статью? Не думайте над ней! — листайте дальше.

Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.

Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.

Для начала определимся с терминами.

Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.

Упрощенное определение из википедии.

Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.

Промывка мозгов, из юридической энциклопедии

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) - методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).

Из юридической энциклопедии 2015 года:

Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.

Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Основные правила воздействия:

1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.

2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.

3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.

4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого - своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.

Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным - все будут смотреть на меня, как на преступника».

Книга «Промывание мозгов в красном Китае»

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.

Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно .

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.

Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.

Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.

Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.

Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла « », но об этом ниже.

Результат промывки мозгов

Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.

И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.

В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.

Программа промывки мозгов от доктора Шейна

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Как противостоять промывке мозгов

Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.

Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.

Фильмы, которые стоит посмотреть

Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга

Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.

Заводной апельсин

«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) - фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» - «апельсин». Робот.

Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске

Джордж Оруэлл, «1984»

Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа « » — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).

Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор », написанной несколько раньше.

Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре

StarCraft

Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:

3 средства от беспомощности

Полезная статья от Елизаветы Мусатовой

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги - удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие - даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию -
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля - все равно».

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно - это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее - вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей - все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье - новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C - Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Итог

Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.

А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать .

И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга : сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.

Использовались материалы:

Все они давно известны и подвергнуты критике, но это ничего не меняет

В России сегодня управляют так, как говорил профессор из США Ноам Хомский. Что, наши власти действуют по рекомендациям американцев? Нет-нет, спешу успокоить. Упомянутый мною профессор ничего не рекомендовал: он просто сформулировал 10 способов манипулирования народом с помощью средств массовой информации. Причем касается это не обязательно России.

Кто он вообще такой, этот Ноам Хомский? Выдающийся американский ученый, лингвист и политический публицист, профессор Массачусетского технологического института. В общем, интеллектуал с большой буквы. Понятно, что у нас сегодня слово «интеллектуал» стало чуть ли не ругательным, но об этом чуть ниже.

Вот те самые 10 способов манипулирования. Давайте рассмотрим их и оценим, актуальны ли они для современной России.

Способ 1. Отвлечение внимания. Тут все просто: чем больше люди отвлечены от внутренних социальных проблем, тем легче управлять ими. Думающие люди системе не нужны. Как писал Хомский в своей книге «Тихое оружие для спокойных войн», «с поля - в загон, как и все прочие животные». Если люди будут думать, они ведь могут до чего-нибудь и додуматься. Поэтому мы сегодня и наблюдаем явное отвлечение внимания общественности от актуальных внутренних социальных проблем. К примеру, фактом является то, что реальные располагаемые доходы населения падают четвертый (!) год подряд. Даже в текущем 2017 году, когда за январь–сентябрь их снижение составило 1,2% в годовом выражении, об этом официальные СМИ стараются не говорить. Зато огромное внимание уделяется внешнеполитическим сюжетам: США, Украина, Сирия… Плюс добавляются сюжеты про отечественные успехи в спорте, новости шоу-бизнеса или еще что-нибудь такое.

Способ 2. Создавать проблему, а затем предлагать решение. Это тоже практикуется властями. Вспомним про индексацию пенсий в 2016 году. Как известно, в России действовал закон, по которому пенсии должны индексироваться по инфляции предыдущего года. Однако в начале 2016 года пенсии были проиндексированы всего лишь на 4% - при фактической инфляции по итогам 2015 года в 12,9%. Понятное дело, что это сильно ухудшило материальное положение пенсионеров. Однако осенью 2016 года было решено выплатить пенсионерам единовременную компенсацию в 5000 рублей (что и было сделано в начале 2017 года). Классика: создали проблему, а затем предложили способ ее решения. На самом деле единовременная выплата никоим образом не компенсировала потери пенсионеров от недоиндексации. Поэтому это только выглядело как решение проблемы.

Способ 3. Постепенное применение. Вот хороший пример, который как раз находится в стадии реализации: повышение пенсионного возраста в России. Вспомните: нам долгие годы говорили, что это «ни-ни-ни…», ни при каких обстоятельствах. Потом риторика стала постепенно меняться, и вот - для начала - подняли возрастную планку выхода на пенсию для чиновников. А сегодня уже не секрет, что одно из основных предложений в программе социально-экономического развития страны, которая должна реализовываться после президентских выборов 2018 года, состоит в повышении пенсионного возраста (мужчинам до 65 лет, женщинам до 63). И что-то сегодня, обратите внимание, никто из представителей власти уже не говорит, что такого не будет. Будет, еще как будет, не сомневайтесь.

Вот оно, постепенное применение, в действии.

Способ 4. Отсрочка исполнения. Этот способ манипулирования массами теснейшим образом связан с предыдущим. Например, софинансирование медицинской помощи. По факту оно и так-то уже давно практиковалось. Однако в октябре 2017 года о возможности такового было объявлено с самого верху. Так что теперь - дело времени, причем достаточно скорого, когда все это будет официально признано не только возможным, но и необходимым. Готовьте ваши денежки - и пусть при этом вас не смущает статья 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно!

Почему важен этот прием - отсрочка исполнения - для властей? Потому что народ склонен скорее соглашаться с неприятными вещами, если власти обещают, что они произойдут не сегодня, не прямо сейчас, а завтра-послезавтра.

Способ 5. Обращаться к народу как к малым детям. Суть такого приема понятна. Если к народу обращаются как к малым детям, то власть вправе не без оснований рассчитывать на то, что и к ней будут относиться с «сыновней любовью». В принципе, расчет совершенно верный. Однако объективности ради следует признать, что как раз этот прием российскими властями используется явно недостаточно. Думаю, так происходит потому, что для такой формы пропагандистских выступлений просто не остается места. Этот прием вытесняется другими, о которых пойдет речь чуть ниже. Когда властные и просто пропагандистские речи вполне определенным образом эмоционально окрашиваются, тогда уже не до «детской» формы обращений к народу.

Способ 6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Тут можно привести массу примеров, когда выражения и высокопоставленных чиновников, и главных пропагандистов в СМИ получали необходимую эмоциональную окраску… Даже не знаю, стоит ли в качестве примера приводить что-нибудь из последнего, потому что наша жизнь постоянно обогащается чем-нибудь подобным вновь и вновь. И еще: обратите внимание, с какой одинаковой интонацией вещают видные пропагандисты, как они расставляют ударения…

Способ 7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность. Яркие примеры того, как реализуется данный способ манипулирования народом, - это наши бесконечные ток-шоу на телеканалах. В качестве сюжетов туда в массовом порядке вытаскивается вся что ни на есть грязная бытовуха, где лучше, чтобы были задействованы деятели шоу-бизнеса и прочие известные фигуры. А еще можно бесконечное количество раз обсуждать результаты анализов ДНК, выясняя родословную. О, это очень популярная тема! Но она потому и популярная, что все это целенаправленно прививалось и культивировалось.

Ярким свидетельством ставки на невежество и посредственность является и то, как у нас пропадали из сетки телевещания по-настоящему аналитические, умные программы. Остались информационно-пропагандистские программы, просмотр которых не предполагает включения мозгов. Люди просто должны смотреть и принимать все как истину в последней инстанции.

Способ 8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. И пример есть замечательный: Света из Иванова. Помните? Конец 2011 года, после Болотной? Кстати, пусть сама Света на меня не обижается, потому что я говорю, конечно, не о конкретном человеке Светлане Курицыной, а об образе - «Свете из Иванова» - с ее «выдающимся» ответом о достижениях властей: «…мы стали более лучше одеваться». Света из Иванова - это некий собирательный образ, олицетворяющий навязываемую властями героиню нашего времени - «девушку из народа».

Если люди восторгаются подобными образами - они понижают планку требовательности к себе. А это только и требуется.

Способ 9. Усиливать чувство собственной вины. А вот такой способ управления народом у нас практически не используется. Не спешите хоть здесь вздохнуть с облегчением. Просто задействуются другие приемы, которые фактически исключают использование данного метода. Что же, должны же мы чем-то отличаться. Вообще смысл данного способа заключается в том, что если у людей усиливать чувство собственной вины, чтобы они занимались самобичеванием и были от этого в подавленном состоянии, то управлять ими становится проще.

Однако есть у данного метода и слабое место: необходимость признания проблем. Люди сами виноваты во всем, но о проблемах-то придется говорить, а вот этого-то не хотелось бы. Поэтому в современной России пошли другим путем: пусть люди, напротив, будут горды и счастливы в приливе неудержимого патриотизма. А повод для этого власти организуют…

Способ 10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Это уже есть, и феномен этот будет только усиливаться. А что вы хотите - эпоха Интернета! Власти действительно уже знают о нас гораздо больше, чем мы сами. Усиливает ли это власть? Несомненно. Но власти и сами забеспокоились на этот счет. В этой связи не могу не процитировать премьера Дмитрия Медведева: «Правительствам во всем мире надо торопиться, пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам органы».

Надо ли беспокоиться нам, простым людям? Ну, органы-то нам вряд ли поменяют, а вот с тем, что власти будут знать о нас все больше и больше, по-видимому, ничего уже не поделать. Так что с этим придется смириться.

Можно ли управлять народом по-другому? Можно, но сделать это значительно тяжелее. Однако потенциал творческой энергии народных масс задействуется в этом случае гораздо полнее. Но все это несет дополнительные риски для власти. А оно им надо? Нет, не надо. Так что все пока… «по-хомски»: «С поля - в загон».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в